Выставка посвящена интереснейшему явлению в искусстве фарфора — «обманкам», создающим иллюзию подлинных объектов природы.
Открывается «Состязание с натурой…» в только что отреставрированном полукруглом Малом дворце, который был возведён в 1776–1778 годах Василием Баженовым для Екатерины II. Этот дворец — одна из жемчужин царицынского архитектурного комплекса.
На выставке представлено около 130 предметов сервировки из фарфора, керамики и стекла из коллекции ГМЗ «Царицыно», Музея керамики и «Усадьбы Кусково XVIII века», а также музея-усадьбы «Архангельское» и Музея декоративно-прикладного и промышленного искусства при Московской государственной художественно-промышленной Академии имени С. Г. Строганова. Все экспонаты имеют отношение к имитации живой природы — цветов, плодов, животных, птиц и насекомых. Посетители познакомятся с феноменом «обманки», характерным для придворного и аристократического быта XVIII века, и проследят его дальнейшую историю.
Искусство «обмана глаз» (тропмлёй, франц. trompe-l’œil), получившее необычайное распространение в живописи, в росписях интерьеров храмов и дворцов в XVII веке, было одним из проявлений причудливого вкуса эпохи барокко. В искусстве декорирования парадного стола всплеск увлечения «обманками» произошёл в начале XVIII века, после открытия европейцами секрета изготовления фарфора, который не только вызвал революцию в сервировке, но и постепенно вытеснил драгоценные металлы, специальное тесто и карамельный сахар, из которых раньше делали настольные украшения. Законодательницей моды на столовые «обманки» стала Мейсенская фарфоровая мануфактура, где по эскизам скульптора И. И. Кендлера выпускалась посуда с лепными украшениями в виде лимонов, артишоков, цветной капусты, спаржи, винограда, клубники и различных цветов. Иногда предметы сервизов представляли собой настоящие «натуралии»: миски, масленки и вазы в виде дынь и арбузов, кочанов капусты, пучков спаржи, лотки в виде листьев.
В середине XVIII века увлечение природными формами получило новое развитие: в качестве образцов при росписи фарфора стали широко использовать научные ботанические атласы. В собрании музея-заповедника «Царицыно» хранится экземпляр четырехтомного издания «Phytanthoza iconographia…» («Изображение растений…»), составленного немецким аптекарем и ботаником И. В. Вайнманном в конце 1730-х — середине 1740-х годов. Этот знаменитый труд, содержащий более тысячи раскрашенных гравюр с изображениями деревьев, кустарников, трав, цветов и фруктов, оказал большое влияние на декор посуды мейсенской мануфактуры. Прекрасный пример — сервиз «Всякая всячина Брюля» с рельефными и живописными изображениями плодов и цветов, изготовленный в 1740-х годах для графа Генриха фон Брюля, управляющего Мейсенской мануфактурой. Предметы из этого сервиза представлены на выставке в инсталляции «Парадный стол».
Росписи на фарфоре первой половины XIX столетия отличаются необыкновенной точностью в изображении цветов. Блестящий образец — серия тарелок с розами, выполненная в живописной мастерской Н. Б. Юсупова в Архангельском по гравюрам из атласа «Розы» П.-Ж. Редуте. Наряду с ними посетители увидят расписанные по иллюстрациям из ботанических атласов тарелки парижской фирмы Даготи и подмосковной фабрики Гарднера.
К середине XIX века технику натуралистической росписи освоили на всех фарфоровых предприятиях. Созданные на Императорском фарфоровом заводе предметы уникального сервиза тет-а-тет в виде яблока, ананаса, груши и винограда повторялись на частных заводах Попова и Сафронова, а на рубеже XIX–XX столетий их стали массово производить на фарфоровых и фаянсовых заводах М. С. Кузнецова. Одновременно выпускались произведения в стиле керамики «сельских глин» мастера Б. Палисси (XVI век), украшенные рельефными изображениями рыб, змей, ящериц и лягушек. Повторялись и перерабатывались некоторые модели XVIII века, например масленка в виде пучка спаржи и чашка-роза. Создавались и новые «обманки» в виде различных плодов и животных, в которых также просматриваются традиции прошлых столетий. Посетители выставки, несомненно, оценят разницу в качестве этих образцов и их несравнимо более тонких и изысканных предшественников. Тем не менее эти забавные предметы показывают, какого уровня популярности феномен «обманки» достиг к началу XX века.
В самом маленьком зале выставки представлены всего четыре экспоната — стеклянные стаканы и рюмка «с мухой» (конец XVIII–начало XIX века). Когда в такую посуду наливали воду, очень реалистичное изображение мухи словно оживало. Представить, как это выглядело, посетителям поможет небольшой видеофильм. «Муха в стакане» идеально отвечала главной цели создания столовой «обманки» — перехитрить, застать врасплох, потешиться.
Декоративное решение экспозиции не традиционно для выставки фарфора: в наших залах фарфоровые имитации соседствуют с живой природой — цветами и растениями из царицынских оранжерей.
Организаторы
ГМЗ «Царицыно»
Музей керамики и «Усадьбы Кусково XVIII века»
Партнеры
Музей керамики и «Усадьбы Кусково XVIII века»
Музей-усадьба «Архангельское»
Музей декоративно-прикладного и промышленного искусства при МГХПА им. С. Г. Строганова
Куратор проекта — Татьяна Мозжухина, заведующая отделом русской и зарубежной керамики Государственного музея керамики и «Усадьбы Кусково XVIII века»
Дизайнер — Юлия Наполова