21 апреля в Музее-квартире актеров Самойловых откроется новая выставка из цикла «Актерские династии», посвященная знаменитой ленинградской–петербургской семье Толубеевых. История трех поколений блистательных артистов, представленная в портретах, фотографиях, сценических костюмах и эскизах, фрагментах из кинофильмов и телеспектаклей, читается как настоящий роман. В нем и судьбоносные встречи, и конфликты отцов и детей, драмы творческих поисков, триумфы и поражения, но главная сюжетная линия семейной саги длиной почти в век — это любовь к театру.
Фабула «Театрального романа» такова: в 1942 году Юрий Владимирович Толубеев, в прошлом — выпускник курса Леонида Вивьена в Ленинградском институте сценических искусств, влился в труппу Ленинградского театра драмы им. Пушкина, в котором и проработал до 1978 года. Здесь встретил Тамару Алешину, одну из красивейших актрис своего времени, ставшую его женой. Своему сыну Юрий Владимирович актерской судьбы не желал, поэтому настоял на получении медицинского образования. Но талант взял свое — Андрей Юрьевич отучился в Ленинградском театральном институте и поступил в театр, только не в Пушкинский, а в Большой драматический, к Георгию Товстоногову. История повторилась: на сцене БДТ Андрей Толубеев встретил свою будущую жену, замечательную актрису Екатерину Марусяк. Дочерям своим путь в артистическую профессию он не прокладывал, но… старшая дочь Андрея Толубеева Елизавета, абсолютная чемпионка мира по тхэквондо среди юниоров, кандидат юридических наук, окончила курс Ю. М. Красовского в Театральной академии и стала киноактрисой. Младшая, Надежда, и вовсе не мыслила себя вне театральной жизни, и теперь подвизается в нескольких петербургских театральных коллективах.
Сюжетные линии выставки концентрируются вокруг незабываемых ролей героев «Театрального романа». Непревзойденные Городничий, Полоний и Санчо Панса Юрия Толубеева, с равным мастерством игравшего их и на сцене театра, и в легендарных «Ревизоре», «Гамлете» и «Дон Кихоте» Григория Козинцева, представлены фотографиями, фрагментами фильмов, а также уникальными эскизами Натана Альтмана к ленте Козинцева «Дон Кихот». О светлом и бескомпромиссном таланте Тамары Алешиной расскажут ее роли в театре и кино: Софьи, а впоследствии Лизы в «Горе от ума», Параши в «Горячем сердце» Островского, старшего лейтенанта Маши Светловой в фильме «Небесный тихоход» и многих, многих других. Андрей Юрьевич Толубеев предстанет на выставке не только в театральных и кинообразах, но и в роли писателя: за книгу «Наполнение луной», куда вошли его рассказы, пьесы, повести, он был удостоен премии «Петрополь» в 2005 году. Сюжет Екатерины Марусяк — это история преданного служения Большому драматическому театру, в котором заслуженная артистка России уже несколько десятилетий играет с неизменным зрительским успехом.
Меняются эпохи — меняется театр. Способы существования на сцене в 1940-е, 1970-е и 2010-е разительно отличаются друг от друга, но суть его остается неизменной. Метасюжет всего «Театрального романа» — это честность актера на сцене, верность художественной правде, она в династии Толубеевых передается по наследству. В 70-е Юрий Толубеев пошел на открытое противостояние с художественным руководителем театра Игорем Горбачевым, не принимая фальшивую советскую драматургию. Горбачев звал в свою труппу и Андрея Юрьевича, тогда еще ничем не зарекомендовавшего себя выпускника ЛГИТМиК, но бывший военный врач выбрал БДТ, находившийся в состоянии вечно тлеющего конфликта с властью. В 2010-е Надежда Толубеева сознательно отказалась от «прямого пути» в БДТ, и теперь занята в спектаклях «Приюта комедианта» и независимого «Этюд-театра». О себе, да и обо всей своей актерской семье она говорит так: «Для меня самое главное — правда, искренность, чистота, доброта, открытость. Мне кажется, родители в меня это пытались заложить. Поэтому я ужасно переживаю, когда чувствую, что вру зрителям. Тогда я начинаю бороться. Потому что не хочу никому врать».