Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно" предлагает Вашему вниманию новый проект "Художественный металл России и Эстонии. 1960-1980-е годы - время сближения". Этот проект открывает ювелирные сезоны в музее.
Авторское ювелирное искусство двух республик бывшего СССР показано в сопоставлении особенностей и своеобразия российской и эстонской национальных художественных школ. Регулярные контакты, совместная работа в творческих группах, участие во всесоюзных, тематических выставках, выполнение единых заказов Министерства культуры и Союза художников СССР послужили фактической базой для сближения творческих процессов и взаимоознакомления.
Оригинальным украшением выставки стал реализованный совместный проект российских и эстонских художников - сервированный праздничный стол (художники В.Шевченко, И.Балашов-Паала, Э.Тампере, 1986 г.).
Ювелирные украшения, мелкая пластика и объекты представляют разнообразие творческих находок и специфику как российских (московской и ленинградской), так и эстонской национальных художественных школ, богатейшую палитру техник и материалов (от традиционного бронзового литья и живописи на эмали до мозаики и филиграни). Внимание привлекают необычные для ювелирного дела работы художников Таллиннской школы (Т.Веллеринд, К.Партс, М.Мяги, Э.Кингу): чеканные панно, кубки и призы, созданные для Олимпиады-80 и выставок "Физкультура и спорт в изобразительном искусстве" (по заказу Министерства культуры СССР).
Общая картина ювелирного искусства России и Эстонии стала особенно многообразной во второй половине 1980-х гг., когда в нем ясно обозначились два направления. Одно - развивало исторические традиции национальных культур. В Эстонии в творческую жизнь наряду с молодыми художниками активно вошли ювелиры старшего поколения. Вторым - и в настоящее время ведущим - явился конструкторско-дизайнерский подход к проблемам ювелирного искусства. В России он опирался на традиции русского авангарда и связан с именами О. и Ф.Кузнецовых, Т.Балтро, В.Гончарова, А.Головцова (Москва), Н. и Г.Быковых (Санкт-Петербург), В. и В.Наумовых (Курск).
В состав выставки вошли как произведения из фондов музея-заповедника "Царицыно", так и авторские работы художников из частных коллекций. Изящное художественное решение экспозиции, выполненное Милой Введенской, подчеркивает легкую ностальгию по утраченной возможности свободного взаимного художественного общения.
Выставка работает в помещении Оперного дома Государственного музея-заповедника "Царицыно" до 3 марта 2002 года.