МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА / МУЗЕЙ "МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ"
представляют выставку "GRAND TOUR: РУССКАЯ ВЕРСИЯ. ФЛОРЕНЦИЯ". Собрание Павла и Анастасии Хорошиловых
Выставка будет проходить с 28 июня по 11 сентября в Мультимедиа Арт Музее, Москва (ул. Остоженка, 16)
Мультимедиа Арт Музей представляет заключительную выставку проекта "Grand Tour: Русская версия", которая посвящена видовым и архитектурным фотографиям Флоренции и Тосканы.
Флоренция - родина Возрождения, столица Тосканы, город-музей под открытым небом с неповторимой архитектурой и множеством достопримечательностей. Здесь творили Бенвенуто Челлини, Джотто ди Бондоне, Рафаэль Санти, Пьетро Перуджино, Пьеро делла Франческа, Донателло, Микеланджело Буонарроти и Леонардо да Винчи, внесшие неизмеримый вклад в развитие итальянской и мировой культуры. Флорентинец Данте Алигьери своей великой поэмой "Божественная комедия" создал основы общенационального итальянского литературного языка. Знаменитый портрет самого Данте, написанный Джотто, находится в капелле Палаццо Барджелло.
Благодаря своей истории "город на берегу Арно" стал обязательным пунктом маршрута большого европейского путешествия. Не случайно заключительная выставка проекта "Grand Tour: Русская версия" предлагает зрителям, уже совершившим фотографические путешествия по Риму, Неаполю и Венеции, отправиться во Флоренцию и Тоскану.
Воспоминания о пребывании в "городе цветов" оставили многие известные русские литераторы, художники, общественные деятели XIX века. Федор Достоевский написал здесь большую часть своего романа "Идиот", Петр Чайковский любил бывать во Флоренции и считал ее прекрасным источником вдохновения. В 1871 году в самом центре города - на площади, названной Piazza Demidoff, был установлен памятник российскому промышленнику Николаю Демидову. Во Флоренции Демидов-старший основал дом призрения для сирот и престарелых, жертвовал большие денежные средства на строительство и восстановление храмов. Фасад знаменитого собора Санта Мария дель Фьоре украшен фамильным гербом Демидовых.
В 1850-х годах столица Тосканы становится важным фотографическим центром Италии. Видовые и архитектурные снимки были востребованы путешественниками, которые хотели приобрести "на память" изображения памятников Возрождения. Ранняя история фотографии во Флоренции связана, прежде всего, с двумя семейными предприятиями - Алинари и Броджи. Обе компании занимались видовой и архитектурной съемкой по всей Италии. Джакомо Броджи прославился благодаря фотографиям достопримечательностей городов Тосканы. Его снимки отличает строгость и лаконичность композиции, внимание к архитектурным деталям.
С именем Алинари ассоциируется расцвет флорентийской фотографии. Благодаря активной деятельности братьев и контрактам с крупными музеями фирма быстро добилась международного признания. Уже в 1856 году был издан каталог видов Флоренции, Сиены и Пизы. Кроме того, Алинари сыграли важнейшую роль в распространении фоторепродукций произведений итальянского искусства. Их фотографические работы были высоко оценены выдающимися искусствоведами эпохи, в том числе и Джоном Рёскиным.
Одновременно с Алинари и Броджи во Флоренции работали француз Альфонс Берно и англичанин Джованни Брэмптон Филпот. Паоло Ломбарди, Джулио Росси, Селестино Дегуа и фотограф из Милана Луиджи Саччи запечатлели главные памятники Пизы, Сиены и Генуи.
В середине XIX века чрезвычайную популярность приобрели гравюры из серии "Живописные путешествия", созданные с дагерротипов и посвященные архитектурным памятникам Европы. Выставку открывают акватинты из альбома 'Recueil de Vues Principales de la Toscane' ("Коллекция видов Тосканы"), изданного в Милане в 1840-1845 годах. Эти гравюры были созданы с первой итальянской дагерротипной серии видов Флоренции, Пизы и Ливорно.
Представленные на выставке фотографии привезены русскими путешественниками, побывавшими во Флоренции во второй половине ХIХ века. Благодаря им мы имеем возможность познакомиться с замечательными работами первых флорентийских фотографов