На выставке «Кино+театр». Русская драматургия в кинематографе и на театральной сцене» Театральный музей им. А.А. Бахрушина совместно с ВГИК им. С.А. Герасимова при поддержке киноконцерна «Мосфильм» и киностудии «Ленфильм» показывают сценическую и экранную историю самых ярких произведений русской драматургии.
Театр и кино соединяют воедино литературу, актёрскую игру, изобразительное искусство, музыку, пластику, но если фильм, запечатлённый на киноплёнку, остаётся неизменным, каждое театральное представление – новая неповторимая работа. Уже более 100 лет театр и кино находятся друг с другом в отношениях «соперничества – сотрудничества», но не заменяют, а дополняют и обогащают друг друга.
Выставка в Театральном музее им. А.А. Бахрушина предлагает поразмышлять, чего больше – общего или различного – в рабочем процессе в театре и кино на примере постановок и экранизаций пяти великих русских драматических произведений: «Борис Годунов» Александра Пушкина, «Маскарад» Михаила Лермонтова, «Бесприданница» Александра Островского, «Дядя Ваня» и «Три сестры» Антона Чехова.
История каждой из этих пьес на сцене и киноэкране насчитывает множество эпизодов. На выставке она рассказывается в эскизах декораций, костюмов, мизансцен, плакатах, фотографиях и кинокадрах, текстах и рукописях ролей.
Например, в разделе, посвящённом драме Михаила Лермонтова «Маскарад», можно увидеть и кадры из фильма Сергея Герасимова, снятого в 1941 г., и знаменитые эскизы Александра Головина для постановки Александринского театр /1917/, и эскизы Энара Стенберга для Малого театра /1961/… В разделе о чеховском «Дяде Ване» эскизы Бориса Кустодиева для спектакля Московского Художественного театра /1911/ соседствуют с работами Андрея Климова для постановки Нижегородского государственного академического театра драмы имени М. Горького /2008/, а эскизы Олега Мамаева к кинофильму по рассказу Антона Чехова «Дом с мезонином» /из архива ВГИК/ с рисунками Эдуарда Кочергина для постановки в Ленинградском Государственном Академическом Большом драматическом театре имени М. Горького /1982/.
Выставка станет уникальной возможностью впервые увидеть обнаруженные в музее при разборе архивных материалов кадры из немого фильма «Война и мир», снятого Яковом Протазановым и Владимиром Гардиным в 1915 г. Фильм не сохранился, но известно, что состоял он из двух серий, каждая – продолжительностью около пяти часов. 33 фотографии, представленные на выставке, – сегодня единственный известный материал, по которому можно судить об этом фильме.
В зале выставки расположится также Творческая лаборатория. Это пространство, где гости смогут погрузиться в процесс создания театральной или кинопостановки. Здесь для работы и изучения будут представлены уникальные архивные материалы. Узнать, как готовятся актёры и режиссёры к работе над спектаклем или фильмом, можно посмотрев, например, тетрадь Алисы Коонен с ролью Нины Заречной, роль Евгения Дорна с пометами Иннокентия Смоктуновского или режиссерский киносценарий по пьесе Антона Чехова «Чайка» Анатолия Эфроса, эскизы грима или бутафории. За рабочими столами можно полистать работы по истории и режиссуре кино и театра, узнать, что такое монтировка пьесы на примере монтировки Александра Головина для пьесы «Маскарад» в Александринском театре /1917, реж. Всеволод Мейерхольд/, перечитать тексты произведений, представленных в экспозиции, посмотреть сцены и эпизоды из самых знаковых исторических и современных спектаклей и фильмов–экранизаций, а также – проверить свои знания по истории кино, театра и литературы. Например, установить название произведения по фотографии спектакля или кадру из фильма, узнать литературного героя по эскизу костюма или фрагменту текста.