Закончился очередной пленэрный август, но его «многолетние» следы остались на стенах картинной галереи им. К.С. Петрова-Водкина. В этом году участники традиционных хвалынских пленэров привезли в дар музею свои работы. После прекращения закупочной деятельности областным министерством культуры в конце 1990-х музей практически не пополняется. В музее, накрепко связанном с «гениями места», образовались лакуны размером в двадцать лет, хотя художественная жизнь в городе продолжалась пусть не силами местных художников, коих остаётся всё меньше, а художниками, приезжающими на пленэр и «вспахивающими» хвалынскую художественную ниву. И вот художники решили сами восполнить образовавшиеся пустоты в коллекции. Они привезли не только работы последних лет, но и более ранние.
Основные направления в живописи, исповедуемые художниками, работающими на пленэре в Хвалынске – живописно-пластический реализм и живописный символизм. Живопись «патриархов» - основателей пленэров П.А. Маскаева и В.А. Мошникова представляет два этих направления. П.А. Маскаев пытался на натуре «строить» композицию, «очищая» натурный мотив от всего лишнего, выявляя его цветовую и предметную конструкцию. В.А. Мошников насыщает пластическую организацию символическим содержанием. Натурный мотив является для него поводом для поиска видимых символов внутренних ощущений. Собственно и участники выставки разделились по этим двум направлениям.
Одним из центральных на выставке является панорамный пейзаж П.А. Маскаева «Синий простор» (2006). Это одна из лучших работ Павла Александровича. Такого светящегося голубого цвета Волги и неба над ней нет ни в одном его пейзаже. Свечение это подчёркнуто тёплыми оранжевыми, жёлтыми и зелёными цветами земли. Цветовая гамма отсылает зрителя к «Мальчикам» К.С. Петрова-Водкина, где зелёная земля и синее небо связаны через оранжево-жёлтый цвет обнажённых тел. Равновесие тёплых и холодных цветов в картине даёт и это свечение, и ощущение умиротворяющей августовской тишины. В работе Т.П. Маскаевой «Гладиолусы» (2007) можно видеть приём, часто использовавшийся и её отцом – фоном букета является грунтованный не закрашенный холст, подчёркивающий цветовую праздничность букета.
В работе С.Н. Золиной «В тени деревьев» (2012) чувствуется весомость, масса. Светлана Николаевна стремится к обобщению цветового пятна. Её работы строятся из однородных «строительных» элементов, она озабочена созданием ритмически организованной композиции. Немного глуховатые краски, неторопливо размеренные ритмы передают характерное для Хвалынска согласие растительной жизни и старой городской архитектуры. Неслучайно художница пишет в основном старые кирпичные купеческие дома или сохранившиеся постройки старообрядческого мужского Успенского монастыря в окрестностях города, до которых ещё не добралась цивилизация, разрушающая этот некогда прочный союз.
Анна Леонтьева с отроческих лет участвовала в хвалынских пленэрах, а теперь она уже окончила художественный институт им. В.И. Сурикова. На выставке экспонируются две её работы «Красные горы» (2007) и «Тишина» (2008), в которых Анна пытается, по её словам, «соединить принципы академического и пластического искусства». И надо отметить ей это удаётся: её небольшим пейзажам присущи монументальность и суровый лаконизм образного строя.
Подвижность фактуры работы В.В. Мостового «Летом в Черемшанах» (2003), пульсация мазков переносят зрителя в сферу органической непринуждённости. Художник питает неприязнь к однообразно окрашенным и зализанным поверхностям. Как ни отходи от полотен Мостового, а привкус краски остаётся.
А.В. Батраева в работе «Последний день» (2012) использует в композиции приём контраста, располагая на переднем плане мощные стебли высокой травы, сквозь которые видны меловые хвалынские холмы и Волга. Она высоко поднимает круглящийся горизонт и пейзаж почти готов совместиться с плоскостью холста, разворачиваясь вверх. Высокий горизонт вообще характерен для многих работ А.В. Батраевой.
В работе Е.В. Мальчевской «Fairytale(Сказка)» (2003) использован тот же приём «ажурного» первого плана: сквозь хитросплетение древесных ветвей которого, видны гладь пруда, холмы и небо. Её пейзажи, сконструированные из отдельных цветовых зон, напоминают средневековые перегородчатые эмали или мозаики, а мозаика, как известно, располагает к плоскостности. Художница интуитивно избегает цветовых контрастов, она тщательно рассчитывает равновесие тёплых и холодных тонов. В этой живописной «грамматике» сказывается желание не превращать картину в этюд, хотя в основе её работа на натуре.
Е.Н. Панфёрова представлена ранней работой «Зелёный дом» (2003), отражающей поиски своего языка. В этом пейзаже главная задача заключалась для Елены Николаевны в том, чтобы добиться равновесия на плоскости пятен одного цвета, но разной тональности. Обобщённая геометризация, которой подвергаются детали живой природы, обнаруживает стремление к упрощению для достижения единой кристаллической структуры, которая будет ведущей в творчестве Панфёровой к 2010 годам.
Е.Б. Шачнева приезжает в Хвалынск с 2012 года. Она только делает первые шаги в сторону пластического реализма, вживаясь в природу этих мест, пытаясь понять их цветовое своеобразие и конструкцию. Три её пейзажа на выставке порождены не самовыражением, а созерцанием. И это созерцание сердцем.
Другой организатор и вдохновитель хвалынских пленэров В.А. Мошников представлен двумя работами «Потерянный рай» (2000) и «Изгнание из рая» (2006). Первая работа из цикла по книге Мильтона «Потерянный рай», а вторая - из цикла «Читая первые главы “Бытия”». Обращение В.А. Мошникова к литературным «либретто», говорит о необходимости для него предварительного сюжета, сознательное использование им картины в качестве инструмента для проникновения в мир духовной реальности. По Плотину, только через искусство можно уловить сущность мировой души, которая скрыта в образах. В работе из цикла «Потерянный рай» это образы человеческих душ, чувствующих своё родство, поддерживающих друг друга и тоскующих по утраченной гармонии. Осознание своей греховности и покорность судьбе есть и в образах Адама и Евы, изгнанных из рая, изображённого в ореоле. Если П.А. Маскаева можно назвать полуденным художником, то В.А. Мошникова – сумеречным, он не может быть безмятежным лириком, его творчество неотделимо от интонации ожидания и томления по неведомому.