14 ноября в 12-00 в Большом выставочном зале Петербургского музея кукол состоится открытие персональной выставки Анны Эрнестовны Жабревой “Бенефис куклы”.
В программе:
12-00 – официальное открытие выставки (вход по приглашениям)
16-00 – презентация книги А.Жабревой “Письменные и изобразительные источники по истории русского костюма XI-XVII вв.”, автограф-сессия.
16-30 – экскурсия по выставке с Анной Жабревой.
О выставке “Бенефис куклы”
Царь Салтан, Князь Гвидон, Царевна Волхова, Хозяйка Медной Горы и другие сказочные и вымышленные персонажи, созданные руками Анны Жабревой, переносят нас в волшебный мир. В этом мире соединились страны и эпохи, история и фантазия.
В серии кукол, созданных в 1980–1990-е гг. нашел свое воплощение богатый и торжественный, величественный и сдержанный одновременно костюм русской знати XVI–XVII вв. Несколько приукрашенные, костюмы, тем не менее, демонстрируют исторические элементы и целые комплексы мужских женских одежд: Князь Гвидон одет в кафтан с воротником-козырем и чугу, Царь Салтан и Царица – в парадные облачения, Царевна Лебедь – в летник, отличительной особенностью которого были широкие длинные рукава. Разнообразны их головные уборы: царская шапка, коруна царицы, боярская мурмолка, колпаки и кокошники разных форм.
Некоторые куклы и такие композиции, как «Царевна на горошине» и «Свидание», демонстрируют европейские моды XVII–XIX вв., другие наряжены в театральные и маскарадные костюмы. Имеется в коллекции и кукла-пандора в платье из алого шелка.
Другие куклы знакомят не только с костюмом, но и с различными рукоделиями: прядением, ткачеством, изготовлением и украшением одежды.
Композиция «На женской половине» изображает молодую мать в сарафане и кокошнике, вышивающую рубаху и что-то объясняющую дочери, сидящей тут же на подушке. Окружающие их предметы – лавка, покрытая вышитой дорожкой, сундук с одеждой, укладка для украшений и мелкие швейные принадлежности создают живую атмосферу старинного быта. Другая сценка показывает работу гончара, некоторые принадлежности этого ремесла и изготовленные керамические горшки, кувшины, миски, рукомойники.
Несколько образов навеяны сказочными сюжетами. Чудесное и одновременно мучительное перевоплощение птицы в девушку выражено причудливостью изогнутой фигуры с белыми крыльями и роскошным головным убором («Превращение Царевны Лебеди»). Благодаря светлым волосам, голубовато-зеленоватому платью с серебристым орнаментом и короне, напоминающей изогнутые кораллы, легко узнаваем облик морской царевны Волховы.
Отличается от других работ А.Жабревой композиция «Пошла Муха на базар», изображающая магазины, разносчиков разнообразных товаров и покупателей в российском городе первой половины XIX. Каждый из трех десятков персонажей в этой сценке является каким-либо насекомым: мухой, бабочкой, муравьем, шмелем, кузнечиком, жуком и одновременно человечком. Отважный Комарик показан бравым гусаром, зеленый Кузнечик держит в руках скрипочку, красавицы Бабочки выбирают себе наряды. На рыночной площади идет бойкая торговля: продавцы предлагают предметы одежды, живую птицу и овощи, горячие напитки и закуску, покупатели выбирают, перекусывают, кланяются знакомым. Работа над этой композицией началась более десяти лет назад, но время от времени автор возвращается к ней вновь, добавляя новые магазины и жителей этого необычного городка.
Возможность разглядывать мельчайшие детали кукольных нарядов является одной из особенностей работ А.Э.Жаревой. Внимательному зрителю куклы могут многое рассказать и о тонкой работе мастерицы, и о модах давних времен, и даже о своих собственных внутренних переживаниях.
Анна Эрнестовна Жабрева – библиограф, научный сотрудник Библиотеки Академии наук (С.-Петербург), кандидат педагогических наук, составитель нескольких библиографических указателей по истории костюма, автор многих публикаций, в которых исследуются письменные и изобразительные источники. Ею подготовлены пять комплектов бумажных кукол.
Полноправным соавтором многих композиций является Эрнест Александрович Жабрев. Его руками выполнены беседка, лавочки, прялка, самопрялка, королевский трон, кресло, карета, гончарный круг и многие другие деревянные предметы, дополняющие и оживляющие кукол, сделанных его дочерью.