2017 год объявлен годом экологии. В рамках этой темы в художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина открылась фотовыставка саратовского фотографа Виталия Александровича Кошкина «В краю меловых гор и тюльпанных степей». Виталий Александрович давний друг Национального парка «Хвалынский» и музея. Более 10 лет несколько раз в течение года он приезжает в Национальный парк, чтобы зафиксировать флору и фауну этого уникального заповедника. Он является председателем правления экологического клуба «Хвалынские холмы», инициатором и вдохновителем нескольких форумов биологов, географов, художников, краеведов и экологов Саратовской области, проводимых в Национальном парке «Хвалынский».
Фотоцикл «В краю меловых гор и тюльпанных степей» - это более 150 фотографий. Он знакомит с природой шести особо охраняемых природных территорий Саратовской области: Национальный парк «Хвалынский», Змеевые горы, Памятник природы «Нижне-Банновский», Государственный природный заказник «Саратовский», Дьяковский лес, Куриловская тюльпанная степь в Новоузенском районе. На выставке в музее К.С. Петрова-Водкина представлена только часть этого цикла, связанная в основном с местной флорой и фауной.
Надо отметить, что фотографии этого цикла неоднократно экспонировались на различных выставочных площадках не только Саратова и области, но и Москвы, например, летом 2016 года - в Государственном Дарвиновском музее, а в сентябре - в павильоне ВДНХ в рамках программы Международного фестиваля хранителей природы - охотников и рыболовов под патронатом Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации и при официальной поддержке Правительства Москвы, где В.А. Кошкин был награждён дипломом за создание яркого образа первозданной природы Нижнего Поволжья. Ведь Саратовская область — уникальный по природным особенностям регион европейской России. Только здесь и нигде более встречаются сразу три природные зоны: лесостепная, степная и полупустынная.
Член Русского географического общества, Виталий Александрович неслучайно называет себя фотографом-натуралистом. Основной темой его фоторабот является природа. В течение жизни ему приходилось заниматься и речным флотом, и быть кадровым военным, освоить много разных профессий, но увлечение фотографией он пронёс через все «трудовые будни», чтобы, наконец, выйдя на пенсию в 2004 году, исполнить мечту детства «стать фотографом». «Вооружившись» фотоаппаратом, на своём верном «Росинанте» - внедорожнике Виталий Александрович побывал, кажется, во всех заповедных уголках области. Благодаря его фотографиям мы можем совершить виртуальное путешествие по заповедным местам Саратовской области, увидеть в тюльпанном цветении весенние ковыльно-типчаковские степи левобережья, полюбоваться великолепием правобережных Змеевых гор, образованных, как и горы Хвалынского района, осадочными породами древнего моря, плескавшегося 50 миллионов лет назад в этих местах. Реки, дождь, снег и ветер разрезали слои осадочных пород, создали овраги, и получилось «ожерелье» из отдельных «бусин» вдоль Волги в Воскресенском районе. Виталий Александрович позволяет приблизиться к этому «змеевому ландшафту», где на меловых отложениях прошлых эпох растут растения-кальцефилы. На его макрофотографиях можно увидеть редкие виды флоры, занесённые в Красную книгу: адонис, ветреницу лесную, прострел раскрытый, прострел луговой, пыльцеголовник красный, пион тонколистный, лапчатку волжскую, жёлтые шапки молочаев и фиолетовые – шалфеев, кендырь сарматский – изящное кустистое растение с розоватыми неправильными цветочками и красновато-бурой корой, который в нашей области встречается крайне редко на солонцеватых песках и болотистых лугах. Природа на фотографиях В.А. Кошкина предстаёт и в зимнем убранстве, и в весеннем цветении, и в летнем красочном разнообразии, и в золотых россыпях осени. Частые «герои» фотографий - глубокое синее небо с лёгкими, почти прозрачными или кучевыми, богатыми оттенками, облаками, линза Волги, отражающая эти голубые небесные пространства, закатное солнце, погружающее природу в тайну, тропинки, ручейки, грунтовые дороги, манящие зрителя вглубь.
Заповедные места, далёкие от людей, отличаются относительно низким уровнем антропогенного давления, поэтому привлекают и сохраняют различные виды животных. Виталий Александрович выслеживает их, сидя часами в специально созданных для наблюдения «скрадках» в разные времена года. На фотографиях выставки можно увидеть символ Саратовской области – дрофу, а также косуль, стрепета, лебедей, кабана, лосей, сурка.
Влюблённый в природу хвалынской земли, в конце 2016 года Виталий Александрович издал о ней книгу “Путешествие по Национальному парку «Хвалынский»”, приурочив презентацию этой книги-альбома к выставке. Это не первая книга, изданная В.А. Кошкиным, были календари, сборники форумов, но они не могут соперничать с богато иллюстрированным альбомом. В книге можно познакомиться с ландшафтами и разнообразием растительного и животного мира различных территорий парка – Варваринским заказником, урочищами - Пичепандой и горой Белой, Армейскими горами, речкой Терешкой, Лосиным озером, меловой грядой «Три шишки», горой Богданихой, побывать на «Солнечной поляне» и в вольерном хозяйстве Национального парка, пройти его заповедными тропами, увидеть знаменитые целебные туманы, яблоневые сады и даже заглянуть в музеи Хвалынска, пройтись вместе с фотографом по его улицам, здравницам и даже по некоторым селам района. Макросъёмка позволяет ближе познакомиться с «моделями» фотохудожника, он и научно просвещает зрителя, сопровождая изображения в альбоме подписями с названиями представителей флоры и делясь своими наблюдениями за их бытованием в природе. На открытии выставки В.А. Кошкина выступили глава Хвалынского муниципального района С.Ю. Вербин, директор Национального парка «Хвалынский» В.А. Савинов и саратовские гости – министр природных ресурсов и экологии Саратовской области Д.В. Соколов и заместитель руководителя Управления Росприроднадзора по Саратовской области В.Н. Шутенко.
Теперь жители Хвалынска и гости города без ущерба для заповедных мест благодаря В.А. Кошкину могут приобщиться к памятникам природы Саратовской области не только на выставке, но в книге.