НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Зинаида Серебрякова

c 5 апреля по 30 июляМосква
За туалетом.  Автопортрет. 1909. Холст на картоне, масло. Третьяковская галерея
Беление холста. 1917. Холст, масло. Третьяковская галерея
За завтраком. 1914. Холст, масло. Третьяковская галерея
Государственная Третьяковская галерея

Лаврушинский переулок, 12

5 апреля — 30 июля

Третьяковская галерея открывает важнейший проект сезона — ретроспективу работ Зинаиды Серебряковой, одной из первых и самых любимых публикой в России профессиональных женщин-художников. Это наиболее полный за прошедшие 30 лет монографический показ её произведений. Он размещен на двух этажах Инженерного корпуса. Такое исключение, когда все выставочное пространство здания предоставлено одному мастеру, до настоящего времени было сделано только для ретроспективы Марка Шагала.

Необходимость новой выставки лучших работ Серебряковой стала очевидна в связи с тем значительным интересом, который вызвал показ 2014 года в Третьяковской галерее — первый в России, целиком посвященный зарубежному периоду художницы.

Первая большая выставка Серебряковой была проведена в Третьяковской галерее в 1986 году. С тех пор уже назрела потребность познакомить новое поколение зрителей с творчеством Серебряковой, а также сделать подарок для тех, кто давно знает и любит её творчество. Большое количество работ прошли через жесткий кураторский отбор, и только эталонные ключевые произведения вошли в состав настоящей выставки.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884–1967), представительница прославленной творческой династии Бенуа — Лансере, художник русского зарубежья, принадлежала к плеяде мирискусников "второй волны". С тех пор как в 1910 году полотно "За туалетом. Автопортрет" (1909) было приобретено Советом Третьяковской галереи на VII выставке Союза русских художников и вошло в экспозицию музея, стала расти известность Серебряковой на Родине. В своем творчестве, стилистически близком неоакадемическому направлению, она создала наиболее обаятельные в русском искусстве женские и детские образы.

Структура выставки, построенной в формате кураторского исследования, включает несколько разделов: ранние произведения, портреты, крестьянский цикл, натурные наброски балерин, пейзажи, эскизы росписей Казанского вокзала в Москве, работы парижского периода, бельгийские панно, а также марокканская серия. Акцент в экспозиции сделан на самом плодотворном — русском периоде творчества Серебряковой, когда были созданы важнейшие, знаковые произведения мастера. Все наиболее известные работы русского периода собраны на третьем этаже Инженерного корпуса, на втором — произведения, выполненные в эмиграции – во Франции, Италии, Бельгии и Марокко.

Самые ранние, почти детские работы Серебряковой позволяют проследить формирование и развитие ее таланта. Молодая художница изображает уютные сцены домашней жизни, учебные классы, сельские мотивы, а также увиденное во время заграничных поездок. В эти же годы появились первые автопортреты, отражающие сложную гамму чувств взрослеющей девушки. В картине "За туалетом. Автопортрет" Серебрякова представляет себя в отражении в зеркале, что привносит оттенок интимности и одновременно создает отстраненность.

Портреты близких родственников и друзей передают атмосферу дома Серебряковых и теплоту домашней обстановки. Наброски маленьких детей в Нескучном и изображения подрастающих детей в доме Бенуа в Петрограде отличаются легкостью, точностью, но и глубиной содержания. На картине "За завтраком" 1914 года изображены дети Серебряковой – Евгений, Александр и Татьяна. Групповой портрет представлен как жанровая сцена, в которой большую роль играет натюрморт.

Крестьянская тема представлена портретными зарисовками, этюдами и законченными картинами: "Жатва" и "Беление холста" (1917). Торжественная величавость и спокойная созерцательность героинь привносит в простой трудовой процесс оттенок ритуального действа, картина превращается в эпическое повествование.

Серия портретов балерин, исполненных маслом, темперой и акварелью, представляет собой наброски с юных танцовщиц и раскрывает закулисный мир гримерных Мариинского театра.

Открытием для публики станет пейзажный цикл Серебряковой. Она обладала даром тонко чувствовать и с присущей ей изысканностью передавать в работах самую суть природы. Среди произведений русского периода представлены пейзажи родового имения Нескучное, написанные преимущественно темперой; их отличает картинная законченность и эпическое звучание. Эту серию дополняют натурные наблюдения Крыма и Царского Села.

В специальный раздел выделены эскизы монументальных росписей к Казанскому вокзалу в Москве — первый опыт работы Серебряковой в коллективном монументальном проекте. Ею были сделаны композиции, символизирующие страны Востока — Турцию, Индию, Сиам и Японию. Каждую из стран она представила в виде обнаженной девушки с характерными этническими чертами лица и атрибутами. Фигуры в сложных ракурсных поворотах заключены в восьмиугольные рамы. Эскизы не были реализованы из-за начавшихся революционных событий.

Выставка раскрывает новые грани парижского периода Зинаиды Серебряковой. Портреты и пейзажи, привезенные на выставку из французских коллекций, впервые демонстрируются российскому зрителю. Более половины жизни, начиная с 1924 года, З.Е.Серебрякова жила во Франции. В первое время круг портретируемых лиц составляли по преимуществу русские, находящиеся в эмиграции, а также ее знакомые по петербургской жизни. Экспонируются пейзажи, созданные во французской Ривьере, в Провансе, Бретани, а также в Швейцарии и Италии.

Впервые московскому зрителю представлены декоративные панно, выполненные для бельгийской виллы барона Ж.-А. де Броуэра. Этот заказ стал первым и единственным в биографии Серебряковой реализованным проектом в оформлении интерьеров. Убранство зала строилось на сочетании горизонтальных и вертикальных панно с аллегорическими фигурами девушек, а также двух десюдепортов с изображением географических карт. Панно, считавшиеся утраченными во время Второй мировой войны, сохранились и в 2007 году были впервые показаны в России.

Две поездки в Марокко в 1928 и 1932 годах стали важнейшими в судьбе Серебряковой и открыли ей новые возможности для творчества. В серии марокканских этюдов Серебрякова развивала мастерство быстрого письма, избегая ненужной экзотики и этнографических подробностей.

К выставке подготовлен альбом, который включает более 220 произведений живописи и графики, а также документальные фотографии. В издание вошли статьи, каталог, хроника жизни и творчества З.Е.Серебряковой, а также письма, хранящиеся в отделе рукописей Третьяковской галереи

www.museum.ru/N65784
Ваше мнение »»

»»Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея"
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:Ст. м. "Третьяковская", "Новокузнецкая"
Телефоны:8 (499) 230-7788, 238-1378, (495) 951-1362
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 14.12.2017  x    ?  


Выставка «В борьбе за Красные ворота и Охотный ряд. Пётр Барановский и Москва»

Русский пейзаж. Художники России 1940-2010–х годов

Гиды дополненной реальности для экспозиций. Презентация в Русском музее

Выставка «Во все времена» в Музее Серебряного века

Воркшоп «Авторская фотокнига: от идеи до переплета»

Спектакли Мелиховского театра "Чеховская студия". Январь

Выставка памяти кубанского живописца Виталия Ильича Сидорова

Татьяна Беглюк. Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство

Ремесла томского края

Выставка «Десять цветов искусств» в Музее Востока

Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме

Интерактивная программа «Рождественская звезда» в Мелихове

Выставка "Деревянные игрушки" в Музее «Русский Левша»

Открытие обновленной постоянной экспозиции «Античная глиптика» в Эрмитаже

«Проказы матушки зимы» в Толстовском центре на Пятницкой-12

Выставка "Немеркнущая красота" в Доме-музее Волконских

Торжественное открытие нового хранения «Галерея костюма»

Выставка Евгения Кравченко «Сад, открытый для всех»

Открытие выставки Русского музея "Революция. От Шагала к Малевичу, от Репина к Кандинскому" в Болонье

Джакомо Кваренги (1744-1817). Архитектор и рисовальщик

Выставка, посвященная 90-летию со дня рождения Семена Титовича Руфова, в Якутске

Открыт прием заявок на участие в Cultural Skills Academy

Масштабная выставка печатной графики Пабло Пикассо в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим»

Торжественное открытие нового хранения «Витрины и образ музея»

Выставка "Сталинград: 200 дней мужества" в Музее истории и этнографии

Выставка "Теплая зимняя сказка" в Музее истории и этнографии

Выставка фотоклуба «Новатор» 1962-2000 гг. в Музее российской фотографии

Выставка фотохудожника Александра Хлебникова в Музее российской фотографии

П.Д. Корин. К 125-летию со дня рождения


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2017 Museum.ru