В год 105-летия панорамы «Бородино» выставка знакомит с редко экспонируемыми произведениями в жанре портрета из коллекции живописи и графики Музея-панорамы «Бородинская битва». Свыше ста художественных работ русских и европейских мастеров представляют разнообразие видов портрета с конца XVIII до XXI века.
Выставка демонстрирует разнообразие художественных стилей, приемов и техник исполнения в портретном искусстве.
На графических листах, выполненных с живописных портретов XVIII в., можно видеть Екатерину Великую, беспечно прогуливающуюся с собачкой в Царскосельском парке, Петра Великого в одежде мастерового голландской кораблестроительной верфи или Петра III в охотничьем костюме.
Первая половина XIX столетия – золотой век изысканной портретной миниатюры, которая запечатлевала лица родных и служила памятным сувениром. Перед нами – портреты Александра I , членов семьи Мордвиновых.
Впервые экспонируется восемь физионотрасов из коллекции Музея-панорамы «Бородинская битва», созданных основоположником этой портретной техники, художником-гравером Э. Кенедеем в Париже в 1810-е годы и с фотографической точностью передающих черты лица модели.
Исполненные в академическом стиле портреты П.А. Вяземского, А.С. Грибоедова, В.А. Жуковского, И.А. Крылова, литографированные П.Ф. Борелем, активно тиражировались до 1860-х годов.
Работы Б.М. Кустодиева и Ф.А. Рубо являют примеры портрета 1900-х годов, когда применение разных графических материалов расширяло возможности авторов в передаче фактуры объекта и его характера. Такая же техника использовалась фронтовыми художниками-корреспондентами в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. На листах Н.Н. Жукова, А.А. Горпенко и П.А. Кривоногова мы видим лица простых солдат и офицеров в минуты отдыха между боями.