ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 25 АПРЕЛЯ — 28 МАЯ, 2017
АДРЕС: MMOMA, ТВЕРСКОЙ 9
При участии Никиты Шохова и Тревора Твитена
Кураторы проекта: Антонио Джеуза, Анна Евтюгина
Саунд Дизайн: Олег Макаров
Московский музей современного искусства совместно с Salamatina Gallery (Нью-Йорк) представляет первую в России персональную выставку русско-американского художника Наума Медового, в которую войдет цикл его графических работ «Последний марш», а также серия видеоинсталляций, созданных совместно с молодыми видео-художниками Тревором Твитеном и Никитой Шоховым. Проект приурочен к празднованью 72 годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
В течение последних сорока лет режиссер-документалист и художник Наум Медовой занимался переосмыслением традиционного представления Второй мировой войны в искусстве. В своих работах он акцентирует внимание на аспектах, о которых не принято было открыто говорить в СССР: о пропавших без вести, бывших военнопленных и той участи, которая ждала их после возвращения на Родину. До сих пор судьба этих людей является предметом изучения историков — после войны многие из них были подвергнуты репрессиям, отправлены в ГУЛАГ, рабочие лагеря, оказавшись незаслуженно вычеркнутыми из общественной памяти о подвиге русских солдат.
В экспозицию MMOMA вошли более тридцати графических работ, напоминающих об этой исторической несправедливости. За отправную точку при создании цикла «Последний марш» Медовой взял собственный одноименный документальный фильм, созданный ещё в 1972 году совместно с Джеймсом Хлевнером, главной целью которого было познакомить широкую публику и в Советском Союзе и на Западе с темой, традиционно не афишируемой советским правительством. Вместо холста художник использует кадры из фильма «Последний марш»: архивы советской армии, интервью с участниками событий и их родными. Некоторые из них практически потеряли четкость, другие же, наоборот, отчетливо хранят в себе память о том времени. Поверх этих кадров он создает яркие живописные образы из полевых, типичных для русской природы, цветов, написанных в свободной манере.
Контрастное сочетание черно-белых снимков с экспрессивной живописью служит инструментом для передачи комплексного характера работы: здесь соединяется и трагедия войны, и дань памяти погибшим, и радость великой победы, и ностальгия эмигрировавшего в Америку художника по России.
Законченный в 2007 году «Последний марш» стал синтезом жизни художника в России и в Америке, его работы в качестве кинорежиссера и художника. В юности Медовой изучал чертежное дело и промышленный дизайн, затем учился в кинематографическом институте. Он был учеником выдающегося кинорежиссера Григория Шухрая, который во многом повлиял на его творчество, по словам самого художника. Позже сотрудничал с Элемом Климовым, а также сам выступал в роли режиссера и создал целый ряд короткометражных фильмов для телевидения. В 1976 году Медовой эмигрировал в США. Там и началась его вторая карьера: он стал художником. На творчество Наума сильно повлияла свобода американского искусства — высвобождающий экспрессионизм Виллема де Кунинга и Джексона Поллока, заимствованные из популярной культуры образы Энди Уорхола и Джаспера Джонса.
Выставка Наума Медового в MMOMA сопровождается серией видео-инсталляций, созданных при участии молодых видеографов Тревора Твитена и Никиты Шохова.
Твитен визуализирует процесс трансформации Медовым документальных образов в графические работы, обнаруживая заложенное в них переплетение документального повествования и личной истории Медового, пережившего Вторую мировую войну мальчиком.
Никита Шохов представит на выставке две видео-работы, первая из которых дополняет исторические кадры оригинального фильма Наума Медового съемками современной Москвы и Нью-Йорка, подчеркивая сюрреализм прошлого и новый баланс ценностей в настоящем. Вторая видеоинсталляция Шохова основывается на личных воспоминаниях, дневниковых записях, рисунках и набросках Медового, приоткрывая часть творчества художника, связанную с женским образом.
Никита Шохов трансформирует лиричные образы в графических работах Медового в видео-зарисовки психологического напряжения и эмоциональных состояний, переживаемых женщинами в повседневной жизни.
Таким образом работы молодых художников призваны помочь зрителям лучше понять поэзию работ Наума, приблизиться к восприятию трагедии художником, ставшим ее свидетелем, той трагедии, с которой пришлось столкнуться людям в нашей стране и во всем мире.
О художниках:
Наум Медовой (Одесса, 1937). Медовой закончил Политехнический институт в Одессе (1959), ВГИК (1964), Университет Нью-Йорка (1982). Работы Медового находятся в Мультимедиа арт музее, Еврейском музее и центре толерантности, Музей великой отечественной войны, а также в частных собраниях. Художник живет и работает в Нью-Йорке.
Тревор Твитен (Вильямгтон, Делавэр, 1983) художник, кинооператор, имеет степень бакалавра по специальности кинематографии и видео-арта. Твитен работает с видео, скульптурой и инсталляцией. Как кинооператор реализовал несколько художественных фильмов и видео-арт проектов. Его работы были представлены на 55 Венецианской биеннале в рамках совместного проекта с Ричардом Моссом, а также в Барбикан Центре в Лондоне, Palais de Tokyo в Париже, Берлинской академии искусств. Тревор Твитен живет и работает Нью-Йорке.
Никита Шохов (Каменск-Уральский, 1988) художник, режиссер, лауреат премии World Press Photo (2014). Шохов окончил бакалавриат Московской Школы Родченко по специальности «фотография», живет и работает в России и США. Его проекты исследуют двойственность человеческой природы: разума и тела, науки и религии, сексуальности и политики. Часто использует перформативные элементы в своих фото и видео работах. Работы Шохова выставлялись в культурном центре Watermill Center в Нью- Йорке, галерее GRAD в Лондоне, на пятой биеннале фотографии Photoquai в Париже, VI Московской биеннале современного искусства.