НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка "Птицы богов Олимпа" в Центре "Эрмитаж - Выборг"

c 25 апреля по 15 октября 2017Ленинградская область
Выставка ''Птицы богов Олимпа. Прикладное искусство Европы XVI-XIX веков из собрания Государственного Эрмитажа
Выставка ''Птицы богов Олимпа. Прикладное искусство Европы XVI-XIX веков из собрания Государственного Эрмитажа
Выставочный центр "Эрмитаж - Выборг"

25 апреля 2017 года в выставочном центре "Эрмитаж - Выборг" открывается выставка "Птицы богов Олимпа. Прикладное искусство Европы XVI-XIX веков из собрания Государственного Эрмитажа".

Выставку открывают:

- Михаил Борисович Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа;

- Александр Иванович Костенко, директор выставочного центра "Эрмитаж - Выборг;

- Геннадий Алексеевич Орлов - глава Администрации Выборгского района;

- Евгений Валерьевич Чайковский - Председатель Комитета по культуре Ленинградской области.

Экспозиция посвящена теме птиц, сопутствующих богам древнего Олимпа - орлу, павлину, лебедю, голубю, сове и петуху. На экспозиции представлено около 200 экспонатов: предметы из серебра, фаянса и фарфора, резные камни, веера и ювелирные изделия, шпалеры и ткани, мебель и произведения из бронзы, слоновой кости, эмали, вышивки и кружева. Выполненные в период с XVI по XIX век, они демонстрируют виртуозное мастерство художников прикладного искусства Италии, Франции, Германии, Англии. Объединённые одной тематикой, они показывают разнообразие её восприятия в ту или иную эпоху.

Священные птицы часто появлялись в произведениях прикладного искусства в качестве постоянных спутников богов, их атрибутов и вестников. Каждая птица Олимпа имела свой аллегорический смысл. Орёл, посвящённый Юпитеру, олицетворял силу и власть. Павлин, птица могущественной супруги громовержца Юноны, величие и царственность. Сова связывалась с мудростью и была посвящена Минерве. Воинственный петух был спутником бога войны Марса. Лебеди и голуби, воплощающие красоту и любовь, были связаны с Венерой и Аполлоном.

Опираясь на богатое наследие прошлого, особенно в области иконографии, художники создавали разные версии композиций со священными птицами. С одной стороны, они продолжали традицию и использовали устоявшиеся ещё с античности композиционные схемы. С другой стороны, мастера проявляли свою фантазию и, учитывая веяния времени, предлагали новые варианты в трактовке сюжетов. Они были свойственны больше европейской манере, отвечали запросам эпохи, удачно вписываясь в её стилистические рамки.

Птицы богов Олимпа изображались по-разному. Они появлялись соло, только со своим повелителем, как его доминирующий символ. В многофигурных композициях, объединённых определённым сюжетом, они размещались каждая возле своего господина. Многочисленные мифы давали возможность художникам в любом материале по-своему интерпретировать тему, подчеркнуть особенности птицы, сопровождающей того или иного бога. Без своих повелителей птицы были воплощением самого бога либо превращались в вестников, то карающих, то несущих добрую весть.

Мастера прикладного искусства любили использовать изображения птиц и как декоративный мотив. В некоторых случаях он сохранял символическое звучание. У орла подчеркивали силу и экспрессию, у павлина - величавость и многоцветье оперения, у лебедя - безупречность линий и пропорций, у петуха - воинственность и яркую декоративность, у совы - статичность и широко распахнутые глаза. В то же время, трактовка образа могла меняться в зависимости от особенности времени.

На протяжении веков интерес к теме священных птиц проявлялся по-разному. В эпоху Возрождения их можно было увидеть в глиптике, эмалях, ювелирных изделиях, майолике, художественном текстиле. В XVII веке, в период барокко, "зазвучали" серебро, слоновая кость, шпалеры, вышивки. В XVIII столетии, эпоху рококо и классицизма, присоединились новые материалы: фарфор, кружево. А XIX век во времена ампира помимо всех перечисленных "добавил" бронзу и мебель.

Художники имели большой выбор материалов и их сочетание. В каждом из них было разнообразие средств выражения: роспись или пластика скульптурных форм, линия или объём. Помимо создания образа священных птиц художников привлекала возможность выявить и подчеркнуть характерные особенности того или другого материала. Полированная поверхность металла давала блеск, перламутр - радужное сияние, драгоценные камни искрились, шёлковые нити создавали переливы на поверхности ткани. В глиптике композиции, вырезанные в камне, позволяли любоваться и рисунком, и красотой самого минерала. Многослойные агаты, светящиеся солнечным светом сердолики, сардониксы - во всех этих творениях природы мастера отыскивали какую-нибудь "изюминку". Изделия из слоновой кости, помимо пластики объёмов и шелковистой поверхности, пленяли своим теплым оттенком цвета, который прекрасно подходил для передачи обнажённого тела. Фарфор отличался мягкостью и податливостью в лепке форм, белизной глазури или яркостью полихромной росписи. Не покрытый глазурью, бисквит придавал изделиям матовое приглушенное звучание. Серебро, как в скульптурной композиции, так и в рельефе, чаще имело полированную поверхность, блеск и сияние которой могло быть усилено позолотой, или матовую, даже шероховатую, проработанную гравировкой или другими приемами. Бронза отличалась своим золотистым солнечным цветом, позволяла моделировать отточенную форму, сочетать полировку с матовой проработкой металла. Текстиль благодаря цвету или фактуре создавал объемное и полихромное изображение. В ювелирном искусстве форма, линия, цвет усиливали яркость и красочность изделий, а драгоценные камни придавали произведениям особый блеск и сияние. Такое многообразие позволяло произведениям прикладного искусства не только украшать среду обитания человека и подчеркивать социальный статус владельцев, но и служить в качестве дипломатических подарков.

Разнообразие и фантазия в трактовке образов священных птиц богов Олимпа демонстрируют, насколько долго к ним обращались мастера прошлого, отыскивая всё новые возможности в передаче своеобразных особенностей пернатых. Многие из птиц пронесли свою символику сквозь века до нашего времени. 2017 год - особенный, это год огненного петуха, птицы бога Марса. Тем более интересно, что именно в этот год Эрмитаж может предложить зрителям выставку, связанную с птицами богов Олимпа.

Куратор выставки - Татьяна Никодимовна Косоурова, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения. К выставке выпущен научный иллюстрированный каталог (Издательство "Славия", 2017 год).

Адрес Выставочного центра "Эрмитаж - Выборг": Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Ладанова, д. 1. Тел. (813 78) 2-72-82

Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00.

E-mail:

Сайт http://erm.vbgcity.ru/

www.museum.ru/N66088
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.04.2024  x    ?  


К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Инсталляция к 295-летию со дня рождения Екатерины II

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

"Библионочь-2024" в Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербург

Выставка «Спасенные шедевры. Русский музей – Таганрогу»

В ГМИИ имени А.С. Пушкина открылись обновленные залы французского искусства

Николай Львов. Избранное

Выставка "Ювелирное искусство Александра Голикова" в Музее-заповеднике "Царицыно"

Весенний концерт в музее Аполлинария Васнецова

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу" в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Увидеть музей по-новому: в Пушкинском музее пройдет акция "Я покажу тебе музей"

Выставка «Память о счастье» в Музее Тропинина

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Выставка "ART548"

"Бульвар Капуцинок. От Надара до Люмьера". К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Выставка "Перевернутое сафари. Современное искусство Африки" в Арсенале

Книжный экспресс: тариф "Семейный" - Библионочь в Российской государственной библиотеке для молодёжи

Выставка "Повседневная жизнь русского солдата от Древней Руси до современности" в Музее артиллерии

Фотовыставка XV Международного фестиваля экранной культуры "Человеческое кино"

Выставка "История хлебопекарной промышленности Санкт-Петербурга"

Межрегиональный академический проект «Идель-Арт» в Казани

К Международному дню памятников и исторических мест. Выставка «В памятниках – наша история»

Международный день Земли в Дарвиновском музее

Выставка «Встреча. Николай Фешин. Степан Эрьзя» в Казани

Волшебное зеркало иллюстрации

Выставка "Блюз над Парижем. Огюст Ренуар, Пабло Пикассо и Андре Массон" в Томске

Максим Моргунов "Течение жизни"

Выставка «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления» в Военно-медицинском музее

Картины ускользающего мира. Золотой век японской графики

Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Библионочь - 2024 в Пушкинском музее

Выставка Ирины Верхградской «Маленький мир» в Музее на набережной, г. Новосибирск

Персональная выставка Людмилы Нарбековой «Ситцевая Русь»

Выставка Елены Липиной "Вдохновение"

Сергей Цигаль. Графика

Выставка "Шаляпин. Воспоминание о доме" в Петропавловской крепости

Второе восхождение. Выставка работ Юнуса Сафардиара

Выставка "Фотографиня Городецкая" в Русском музее фотографии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru