Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В.Щусева и Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник представляют уникальную выставку "Небесное воинство".
10 января 2002 года, в четверг к 17.00 Вас ждут на улице Воздвиженка (дом N5) в неотапливаемом флигеле Музея Архитектуры. То, что Вы там увидите, заставляет сердца людей трепетать от горя и радости. Из сказочно красивого края, из некогда процветавшего Каргополья, из его разрушенных деревянных церквей, вывезены в Москву огромные расписные потолочные перекрытия XVIII-XIX вв. - их называют "небесами".
Эта выставка - призыв о помощи. Уникальные доски специально размещены в замороженном помещении, но это более щадящие условия, чем те, в которых они погибают у себя дома. Долг каждого культурного человека - будь он русский, нерусский, православный, буддист или атеист - принять участие в спасении культуры русского Севера, а это значит - помочь местному музею. За длинным названием, которое не спасет даже аббревиатура, скрывается ежедневный труд горстки подвижников, работающих "на голом энтузиазме". На открытии выставки будет организован сбор средств для каргопольского музея (http://www.museum.ru/M935). Вся выручка будет перечислена в Каргополь. Ну, а на вернисаже можно будет дать ровно столько, сколько Вы пожелаете, или вообще ничего.
Куратор выставки - сотрудник МУАР Анатолий Коршунов.
Выставка будет работать четыре месяца в режиме ежедневных экскурсий - только в составе платных экскурсий в 13, 15 и 17 часов.
"Была когда-то мода на Русский Север. Интеллигенция шептала о неведомых сокровищах культуры и бешеных закатах и тащила из погибающих деревень иконы и расписные прялки. Мода давно прошла, но искусство и культура Севера остаются, причем остаются погибающими, неизвестными и неисследованными.
Выставка, предпринятая Музеем архитектуры совместно с музеем Каргополя, рассказывает только об одной части наследия: о расписных перекрытиях деревянных церквей, "небесах". Сами конструкции "неба" или "небес", как их называли строители храмов, спасти не удается, они составляют единое целое с венцами оседающих и гниющих покинутых деревянных церквей, но заполняющие оставшиеся "небеса" доски с иконными изображения можно сохранить. Такие демонтированные фрагменты, привезенные энтузиастами в каргопольский музей, и составляют предмет выставки.
В состав экспозиции входят фрагменты расписных перекрытий из памятников, церквей и часовен XVIII-XIX вв. Каргопольского края. Это "небеса" из Волосова, Низа, Ловзанги и Большой Шалги. Самые старые из них относятся к первым десятилетиям XVIII в. и стилистически продолжают традицию "нарышкинского стиля" с легким налетом барокко, а в наиболее поздних, созданных в первой половине XIX в., запоздалое барокко уже господствует. Конечно, живопись этих массивных досок имеет самостоятельное художественное значение. Но главная их ценность состоит в том, что они являются частью цельного ансамбля северно-русского храма.
Деревянный храм Русского Севера весь рассчитан на внешнее восприятие, на силуэтное видение и ощущение от группировки масс. Внутри помещение его низкое, шатры или восьмерики часто отрезаны перекрытием от пространства для молящихся - для сохранения тепла. Но и в этих условиях задача выстроить духовно возвышенный интерьер выполнялась: купола храмов византийского мира заменяло перекрытие "небом". В вершине "неба" присутствовал Пантократор или Новозаветная Троица, а на гранях многогранного перекрытия свода изображались архангелы, евангелисты, пророки, а в более позднее время - и целые сюжетные композиции. Такая система росписи встречает неожиданного предшественника в мозаичной декорации знаменитого монастыря Хора в Константинополе, созданной в XIV веке. Еще ближе сходная по иконографии (Саваоф в вершине, архангелы и пророки на гранях) фресковые росписи шатровой Троицкой церкви в подмосковной Александровой слободе, выполненные в 1570-е годы. Видимо, из каменных храмов, следуя византийской традиции, мастера Севера взяли иконографическую композицию, но претворили ее в священное "небо", освящающее и возвышающее низкие помещения храмов далеких деревень." (Владимир Седов)
"В свое время каргопольские купцы вместе с городским головой напоили, напарили в бане и щедро откупились от мастеров, приехавших проводить железную дорогу. Отвели дорогу, и еще долго край оставался заповедным. Там такая красота, что многие без шутки называют эти лесные и озерные места северным раем.
Каргополье и сейчас числится заповедником, который называется очень сложно и хитро - "Каргопольский историко-архивный и художественный музей-заповедник". Да только очень мало толку во всем этом. Северный рай гибнет - и просит о помощи. Нуждаются в срочной реставрации его 75 церквей, белокаменных и деревянных, украшенных изумительной росписью по дереву. Уходит в прошлое уникальный духовный уклад жителей Каргополье, людей милых, кротких и набожных. Они любили дерево - резать его, расписывать, делали затейливых щепных птиц и глиняную игрушку.
В досоветский период каргопольцам не пришлось бы просить. С самых давних времен их обширные земли по берегам реки Онеги считались очень богатыми и имели своеобразный жизненный уклад. Каргопольские купцы торговали железом, солью, мехом, льном. Знаменитые "бутылочные" рыжики поставляли к царскому столу и экспортировали во Францию. Делали зеленое пиво - из болотных трав и морошки. Речной жемчуг "каргополочка", считался классическим русским стандартом. Не всякая купчиха в Москве могла позволить себе расшитый жемчугом кокошник, а в Каргополье жемчужное шитье было частью народной жизни.
Богато изукрашены были и церкви. В самом городе - 12 больших белокаменных храмов, среди которых некоторые были способны вместить по 3 тысячи молящихся. А если углубиться в леса, то пейзажи начинали хватать за сердце, причем главной щемящей нотой была деревянная архитектура. В краю одних часовен было более двухсот, и монастырей - шесть, и пустыней - двенадцать. Из Кожеезерского монастыря, соперничавшего с Соловецким, в Москву когда-то уехал и не вернулся его настоятель, будущий патриарх Никон. Среди церквей примечательны Сретенно-Михайловская церковь (1655 г.) в селе Красная Ляга, церковь Николая Чудотворца (1670 г.) в селе Волосово, церковь рождества Христова (1745 г.) в селе Большая Шалга и многие другие.
Идея нашей выставки - привлечь внимание к недопустимому, вопиющему положению, в котором сейчас находится богатейшее культурное наследие Каргополья. Памятники северного русского церковного зодчества нуждаются в немедленной консервации современными методами и реставрации. Местными силами осуществить все необходимое невозможно. Каргопольский музей располагает замечательным персоналом, но средств у них нет никаких. Наш столичный музей рад бы помочь, да только мы сами находимся в бедственном положении, не можем правильно хранить и реставрировать собственные - главные! - материалы по истории русской архитектуры. Все, что мы можем - это выставить разрушающиеся северные доски, покрытые росписью и плесенью, в разрушенном корпусе Музея архитектуры. Мы надеемся, что этот акт отчаяния обратит на себя внимание. Советская власть не очень жаловала религию, но даже она берегла и восстанавливала памятники Каргополья. А в наше время свободы частного предпринимательства оказалось, что до них никому нет дела. Мы ждем помощи и надеемся, что наш призыв будет услышан. Обещаем всячески восславить каждого, кто хоть как-то поможет Каргопольскому музею-заповеднику спасать мировое культурное наследие! Завтра будет уже поздно." Давид Саркисян (директор Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В.Щусева)