6 июля 2017 года в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф. А. Коваленко начинает работу выставка «Язык цветов и птиц».
Экспозиция посвящена цветам и птицам - самым распространенным символам в мировой художественной культуре. На выставке представлены более 80 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства II половины XVII - I половины XX века из фондов музея имени Ф. А. Коваленко.
В своем художественном отражении цветы были востребованы в таких жанрах как портрет, натюрморт и произведениях на библейскую тему.
Безусловным символическим фаворитом среди цветов считалась роза. В христианстве роза — цветок рая, благодаря своей красоте, совершенству и благоуханию. Белая роза символизировала невинность, чистоту и целомудрие. Белая лилия — символ чистоты. Эти символы присутствуют на картине неизвестного художника XVIII века «Мадонна с четками» (копия с оригинала Сассоферрато) и на гравюре непревзойденного мастера Северного Возрождения Альбрехта Дюрера «Святое семейство с тремя зайцами».
В светском искусстве цветочная символика служит как выразительным декоративным элементом, так и обозначением той или иной эмоции: розовые розы как символ юности на «Портрете М.М.Хованской», кисти шведского художника-портретиста, Беньямина Патерсена или белая роза как символ вечной любви у «Дамы с маской» неизвестного художника XIX века.
Начало XX века характеризуются большим интересом к цветочному натюрморту среди лидеров авангарда и беспредметной живописи. Традиционный сюжет «ваза с цветами» Александра Экстер трактовала по всем правилам цветоконструкции - динамичный, при всей кажущейся хаотичности, он четко выстроен и полон внутренней энергии.
Советская эпоха выставки представлена произведениями Пименова Юрия, Сарьяна Мартироса и Петра Кончаловского.
Птицы - древний символ непреходящего, души, божественного проявления. Священные птицы часто появлялись в искусстве в качестве постоянных спутников богов, их атрибутов и вестников.
Во второй половине XVII века в Голландии широкое распространение получили не только цветочные натюрморты, но и картины, показывающие битую дичь. Подобные темы диктовал художникам образ жизни буржуазии, излюбленным занятием которой была охота. Натюрморты писались по определенной схеме – на темном фоне несколько мелких птиц, разложенных на столе. Оживление в картину, выполненную в коричнево-серых оттенках, вносили различные оттенки оперения пернатых (неизвестный голландский художник XVII в. «Натюрморт с битой птицей»).