Международный фестиваль искусств "Дягилев P.S."
Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства
Выставка "Импресарио. Траектория танца"
Ardani Artists Сергея Даниляна
25 ноября в 19.00 в Шереметевском дворце - Музее музыки состоится торжественное открытие выставки "Импресарио. Траектория танца". Год назад газета "New York Times" переосмыслила старинный термин "импресарио" в статье, посвященной юбилею продюсерской компании Сергея и Гаяне Данилян Ardani Artists. Импресарио - больше, чем продюсер, это уже не профессия, а титул, принадлежавший 100 лет назад Сергею Дягилеву, теперь - Сергею Даниляну. Выставка в честь крупнейшего балетного импресарио, перевернувшего представления о современном танце и классических танцовщиках, подтверждает эту американскую теорию. Знаменитые проекты Сергея Даниляна для Дианы Вишневой "Красота в движении", "Грани", "Диалоги", оригинальные программы "Короли танца", "Отражения", "Соло для двоих" и др. представлены в Шереметевском дворце в фотографиях, костюмах, эскизах и афишах. На выставке будет демонстрироваться документальный фильм Чарльза Эванса-мл. "Импресарио" - обладатель "Золотого глобуса" и британской премии BAFTA.
Роль Сергея Даниляна в судьбах российских балетных звезд, целых театров и современной хореографии как таковой трудно переоценить. Когда-то выпускник петербургской Театральной академии с дипломом театроведа и "организатора театрального дела" вдохновлялся проектом "Ballets Russes" Дягилева, за 20 лет сумевшего определить пути развития балета на век вперед. В 1990 году в Москве появилось агентство Ardani Artists, занявшееся русско-американскими гастролями балетных трупп и солистов. В 1995 году Данилян самолично придумал премию "Божественная" и вручил ее 18-летней Диане Вишневой, а на следующий год - Ульяне Лопаткиной. В 1997 году организовал балетный гала "Памяти Сергея Дягилева" в Нью-Йорке, занялся американской карьерой Театра танца Бориса Эйфмана, контрактами ведущих российских солистов, затем - гастролями Мариинского театра и даже балетной политикой Михайловского (к примеру, приглашение Начо Дуато на пост главного хореографа - его рук дело). Но этого мало: с середины 2000-х Сергей Данилян создает авторские проекты, в которых классические балетные премьеры и примы всего мира танцуют специально поставленную для них современную хореографию. Сочетание звездного шарма и интеллектуального танца, коммерческого успеха и творческой бескомпромиссности отличает и мужской квартет "Короли танца", переживший уже пять программ-инкарнаций, и его женский вариант "Отражения", и программу Осиповой-Васильева "Соло для двоих". Проекты для Дианы Вишневой "Красота в движении", "Диалоги" и "Грани" и вовсе составили целую главу не только в биографии балерины, но и в новейшей истории балета.
Ныне Сергей Данилян преподает в Академии русского балета имени А.Я. Вагановой курс "Инновационные программы в танцевальном искусстве". А еще - делает новый, логичный для импресарио шаг, выводя под свет софитов уже не танцовщиков, а постановщиков. На афишах недавнего проекта "Мечтатели" крупным шрифтом были набраны имена молодых хореографов Максима Петрова, Владимира Варнавы и Ильи Живого. В планах - поддержка собственных опытов Марсело Гомеса, Гийома Коте, Ивана Васильева.
Сравнение Сергея Даниляна с Сергеем Дягилевым может показаться либо общим местом, либо грубой лестью. Однако даже самые требовательные балетные профессионалы, как, например, педагог Американского Театра балета Ирина Колпакова, видят эту параллель: "Я не хочу никого ни с кем сравнивать, но, возможно, это тот же путь, который когда-то обозначил Сергей Дягилев. Это та же работа".
Посетители выставки увидят редкие фотографии кумиров публики - Дианы Вишневой, Натальи Осиповой, Полины Семеновой, Николая Цискаридзе, Марсело Гомеса, Ивана Васильева и других блестящих классических танцовщиков в жизни, танце и репетиционном процессе. На выставке "Импресарио. Траектория танца" представлены материалы из архива Ardani Artists Сергея Даниляна, переданного в дар Музею театрального и музыкального искусства, а также костюмы из Большого и Мариинского театров.
Спонсор выставки - Ашот Хачатурянц