30 ноября в 17.00 в Шереметевском дворце - Музее музыки состоится торжественное открытие выставки "Октябрем по театру: 1917-1927", посвященной эстетической революции на театральной сцене, которая совершалась на протяжении первых десяти лет революции социальной.
"Октябрем по театру" - под таким лозунгом Всеволод Мейерхольд проводил публичные диспуты в середине 1920-х годов. Программу "Театральный Октябрь" режиссер-новатор объявил, возглавив в 1920 году Театральный отдел Наркомпроса: театр - это средство политической пропаганды, он адресован народным массам, предлагает образ нового, советского человека, отказывается от "устаревшего" психологизма, декораций и даже театральных стен. Новая идеология требовала новой эстетики, и на некоторое время пути русского художественно-театрального авангарда и молодого государства совпали. Этому оптимистическому времени и посвящен проект Музея театрального и музыкального искусства.
Выставка из фондов Музея театрального и музыкального искусства демонстрирует работы современников, учеников, сподвижников и конкурентов Мейерхольда в Петроградских-Ленинградских театрах 1917 - 1927 годов. 10 лет революции в театре зафиксированы в фотографиях театрализованных площадных зрелищ, эскизах знаменитых художников-авангардистов, афишах, похожих на политические плакаты. В центре выставки - уникальный опыт музейной реконструкции синтетического представления "Двадцать пятое" по поэме Владимира Маяковского "Хорошо!", поставленном к 10-летию Октябрьской революции в Малом оперном театре (МАЛЕГОТ).
Десятилетие установления советского строя требовало повышенного театрального внимания. В Госкомиссии по проведению праздника родилась идея создания нового, синтетического театрального зрелища. Текст на октябрьскую тему был заказан пролетарским писателям Демьяну Бедному и Юрию Либединскому, певцу гражданской войны Исааку Бабелю и Владимиру Маяковскому. Самый востребованный советский поэт написал поэму "Хорошо!". 15 июня 1927 года в Музее Актеатров (ныне СПбГМТиМИ) на пл. Островского Маяковский прочитал комиссии и широкой публике несколько глав поэмы, было решено поставить ее в Малом оперном театре. За два-три месяца была создана грандиозная постановка, включавшая оркестр, драматических, оперных и балетных артистов, хоры чтецов-декламаторов, пантомиму, массовку, новаторскую сценографию, 250 винтовок и несколько пулеметов. Премьера состоялась 6 ноября 1927 года. "Двадцать пятое" выдержало 5 показов и навсегда сошло со сцены, получив убийственную критику в советских газетах. Но был ли этот спектакль провалом?
Редкий случай - в фондах Музея театрального и музыкального искусства сохранился целый комплекс материалов к этому представлению: режиссерский сценарий Николая Смолича с подробным описанием сцен, фотографии репетиций, а также почти полный комплект эскизов декораций работы Моисея Левина. Эти документы впервые будут объединены в целостном научно-экспозиционном пространстве. Описание "Двадцать пятого" звучит словно рецензия на сегодняшний авангардный спектакль: тут и отказ от традиционной драматургии, и прямое обращение к зрителю через громкоговорители, установленные в зрительном зале (не говоря о пальбе холостыми патронами из зала по сцене), попытка совместить кино (в виде фотопроекций) и объемные движущиеся декорации. Здесь есть ироническая пантомима со сценами убийств Павла I и Петра III, пародия на "Евгения Онегина" Чайковского с деятелями Временного правительства Павлом Милюковым и Екатериной Кусковой в роли Няни и Татьяны, массовые танцы махновцев и кулаков… Бесценные экспонаты в подлинниках и в видеофильме, объединяющем их в связную картину, дают новое представление об одном из самых революционных (и дорогостоящих) опытов в области авангардного театра.
К "Двадцать пятому" вел большой путь. Выставка "Октябрем по театру" расскажет о самых ярких революционных спектаклях на сценах Петрограда-Ленинграда, представив эскизы Григория Козинцева к "Женитьбе", поставленной в 1922 году Фабрикой эксцентрического актера (ФЭКС), эскизы декораций Леонида Чупятова к балету В.М. Дешевова "Красный вихрь" (ГАТОБ, 1924), эскизы декораций Владимира Щуко к опере А.В. Пащенко "Орлиный бунт" (ГАТОБ, 1925), эскизы учеников Филонова Николая Евграфова и Артура Ляндсберга к "Ревизору" в Театре Дома печати (1927) и многие другие раритеты.
Фотографии массовых зрелищ и площадных действ первых лет революции дадут точку отсчета для театральных экспериментов: "Свержение самодержавия" (1919) и "Мистерия освобожденного труда" (1920) запечатлены Карлом Буллой, "Взятие Зимнего дворца" (1920) и уличный спектакль-пантомима "Фуэнте Овехуна" по пьесе Лопе де Вега (1921) сохранились в анонимных снимках. Фотографии артистов в ролях пьесы Луначарского "Бархат и лохмотья" (1927), сцены из опер "За красный Петроград" (1925) и "В борьбе за коммуну" на музыку "Тоски" Пуччини (1924, МАЛЕГОТ), около 20 афиш и плакатов создадут необходимый - и неповторимый - контекст эпохи.
Кураторы выставки - научные сотрудники Фондов СПбГМТиМИ Елена Федосова, Ольга Краева. В создании выставки принимали участие сотрудники Фондов СПбГМТиМИ Наталья Бандурович, Дарья Рыбакова, Людмила Денисова.
Просветительская программа