Музей архитектуры приглашает Вас посетить выставку "Портрет дочери зодчего Росси, или наша книга Гиннеса". Это шестая фотовыставка абонемента.
За шуточным названием небольшой выставки скрывается нешуточная история. Фотоколлекция музея с учетом материалов, еще не принятых по полной форме в собрание музея, составляет около двух миллионов экспонатов, что делает ее одной из крупнейших в стране. Коллекция старше самого музея и начала складываться еще в XIX веке, вскоре после изобретения фотографии. Разумеется, в музее есть немало редких экземпляров, достойных упоминания в книге рекордов Гиннеса. Первыми датированными архитектурными фотографиями в России являются пять снимков, сделанных в 1856 г. в дни коронации Александра II. У нас есть 2 из пяти снимков этой панорамы, в Государственном Историческом музее - 4, но один из наших (крайний правый снимок панорамы) существует в единственном экземпляре. На нем виден строящийся храм Христа Спаситела. Другой редчайший экспонат - "Альбом видов и древностей новгородских" (1862 г.). В шикарный футляр вложены отдельные листы. В день открытия памятника "Тысячелетие России" генерал Руднев преподнес такой альбом императору Александру II. Один из трех изготовленных альбомов был по случаю куплен музеем в 1950-е гг., судьба остальных двух неизвестна. К самым ранним снимкам относятся и работы Настюкова, совершавшего в 1860-е годы поездки по России. В музее есть его виды Поволжья, Владимира и Киева. В 1860-70-х годах генерал Биркин, которому впервые удалась архитектурная интерьерная съемка, со своим другом, профессором Менделеевым создал отделение фотографии при Российском политехническом обществе. В музее хранится 17 работ Биркина. Достоен упоминания в музейной условной книге Гиннеса и великий Барщевский, который был первым русским фотографом, посвятившим себя исключительно архитектурному жанру. С 1881 г. по 1896 г. он выпускал каталог своих трудов. Совсем по другому воспринимали архитектурный жанр фотографы Дмитриев, Ермаков и Ширяев-Красовский. Во конце ХIХ в. И.С.Гимер и В.Н.Миланов, о которых ничего неизвестно, снимали свои ставшие знаменитыми московские виды. В 1894 году было создано "Русское фотографическое общество в Москве" (РФО), членами которого были, в частности, Карл Андреевич Фишер и Иван Николаевич Александров, оставившие после себя замечательные роботы. По заданию Московского археологического общества Александров снимал Кремль и именно эта серия снимков первой была записана в инвентарную книгу музея. На выставке Вы увидите окно, напечатанное с негатива N1 - с него и начинается коллекция, в которой так много чудес и раритетов. Куратор Мария Георгиевна Рогозина, авторы выставки М.Г.Рогозина, В.Л.Нечаев и Н.В.Аскирко.