Выставка одного плаката времен Гражданской войны: самого раннего из сохранившихся произведений Татьяны Алексеевны Партиной (1893–1963), к 125-летию художницы.
Открытие выставки состоится 11 января 2018 года в 16:00 в Информационно-библиотечном центре Свердловского областного краеведческого музея (Екатеринбург, пр. Ленина, 69/10, вход со двора)
Плакат Т.А. Партиной представит хранитель фонда изобразительных материалов Свердловского областного краеведческого музея Наталья Кряжева.
В рамках открытия выставки плаката творческую встречу проведет Любовь Исакова, автор первой монографии о художнице Т.А. Партиной, с показом (на большом экране) репродукций картин.
***
О Татьяне Партиной:
Татьяна Алексеевна Партина родилась 24 января 1893 года в деревне Бородулина Пермской губернии (в районе современной Арамили). В 1910-м она переехала в Екатеринбург.
С 1922 по 1926 годы будущая художница обучалась в Уральском индустриально-художественном техникуме: сперва на отделении скульптуры, а затем в студии живописи, которой руководил Е.И. Машкевич. К середине 1920-х Партина уже сформировалась как мастер – живописец и график.
Татьяна Алексеевна участвовала в выставках Уральского филиала Ассоциации художников революционной России (АХРР). Например, мае 1928 года на Первой областной выставке в Свердловске она представила четыре произведения: «Крестьянин», «За грамотой», «Комсомолка» и «Резчик по дереву В.Г. Шестель», в которых создала образ современника — советского человека. Выдающийся уральский искусствовед Б.В. Павловский считал портрет резчика по дереву В.Г. Шестеля ее творческим достижением.
В 1930-е годы Партина работала в промыслово-кооперативном товариществе «Уралхудожник»: активно участвовала в выставках в Свердловске (на Уралмаше, на ВИЗе, в только что открывшейся Свердловской картинной галерее), в Нижнем Тагиле, Молотове (Пермь). Картину «Комсомолка» представила на выставке «Урало-Кузбасс» (открыта в конце 1935 года и действовала сначала в Свердловске, затем в Новосибирске), наряду с произведениями таких знаменитых художников, как И.И. Бродский, Б.В. Иогансон, Ю.И. Пименов и др.
В Свердловское отделение Союза художников СССР Татьяна Алексеевна вступила в 1939 году и была в нем первой и долгое время единственной женщиной. Одна из первых работ, которую Татьяна Партина выполнила в новом статусе, — портрет известного уральского писателя-сказителя П.П. Бажова, который скусствовед В.А. Черепов назвал одним из лучших прижизненных портретов автора «Малахитовой шкатулки».
Своей реалистичностью, трепетным отношением к модели обращает на себя внимание портрет руководителя Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ) с 1920 по 1923 годы, знаменитого геолога и краеведа М.О. Клера (1940). Возможно, корни этих взаимоотношений уходят в ту пору, когда вокруг УОЛЕ группировались художественные силы Урала. Благодаря этим отношениям в коллекции Свердловского краеведческого музея — правопреемника УОЛЕ — хранится замечательный предмет — проект плаката времен Гражданской войны: «Всех кто был вчера обижен, / обойден судьбой лихой, / с дымных фабрик, с черных хижин, / мы скликаем в светлый бой» с подписью Т.А. Партиной.
В годы Великой Отечественной войны Татьяна Алексеевна работала по договору с Уралмашзаводом – писала портреты лучших тружеников: Н.Н. Покалова, Д.Д. Сидоровского, Г.М. Коваленко, И. Валеева.
Среди сохранившихся работ, созданных с середины 1940-х до начала 1970-х, преобладают портреты родственников, пейзажи и натюрморты. Самые поздние (1959, 1961) произведения из определенных на сегодняшний день – три натюрморта с анютиными глазками (хранятся в семье художницы).
Т.А. Партина была художником своего времени, старалась запечатлеть образ человека-труженика, лучшего работника, выдающегося уральского деятеля - и достигала прекрасного портретного сходства. Картины хранятся в семье художницы и в музеях Урала