Московский музей современного искусства представляет первую в России персональную выставку лондонского художника китайского происхождения Джеки Цая «Отправь меня на луну». Известный широкой публике как дизайнер цветочного изображения черепа, созданного для модного дома Alexander McQueen, в поле искусства Джеки Цай развивает тему диалога восточной и западной культур, сочетая элементы поп-арта с древними китайскими ремеслами.
Выставка представляет произведения автора последних лет, выполненные в широком диапазоне техник: от живописи и трафаретной печати до резьбы по лаку. Обращение к традиционным ремеслам позволяет художнику работать с фактурами и сложными структурными объектами. Так, например, серия, посвященная ситуативным встречам супергероев комиксов с персонажами из китайской мифологии, выполнена в технике резьбы по лаку. На изготовление одного произведения уходит от трех до пяти месяцев, а иногда и несколько лет, так как ремесло предполагает гравировку изображения на деревянной панели, на которую затем наносится несколько десятков слоев лака. Дорогостоящая трудоемкая техника резьбы по лаку пришла в упадок после провозглашения коммунистического режима в Поднебесной и сейчас непопулярна среди молодых художников. «В Китае осталось лишь около 20 мастеров, владеющих этим ремеслом», — рассказывает художник. Своими работами Цай напоминает молодому поколению о корнях многовековой культуры.
Искусство Цая, по выражению самого художника, стремится стать своеобразным мостом между двумя культурами. Соединяя эстетику поп-арта с традиционными китайскими мотивами, Цай создает платформу для диалога и вместе с тем меняет каноны, установленные Энди Уорхолом, Рой Лихтенштейном, Джеймсом Розенквистом. Так, он вписывает героев комиксов производства «DC» и «Marvel» — Супермена, Человека-паука, Капитана Америку, Женщину-кошку и других — в классические китайские пейзажи, чтобы отразить как слияние двух культур, так и их столкновение. Цай аллегорически обыгрывает экономический подъем Китая на фоне ослабевающего доминирования Запада.
На выставке показаны вариации темы черепа. Выбор цветочного орнамента как формообразующего элемента обусловлен желанием Цая нивелировать собственный страх и предрассудки в отношении смерти. Черепа, украшенные цветами, птицами и бабочками, символизируют торжество жизни над смертью и появляются вновь и вновь в принтах и скульптурах.
Проект Джеки Цая продолжит серию выставок в ММОМА, призванных укрепить культурное сотрудничество между Россией и Китаем, а также познакомить публику с современной восточной культурой. Ранее в музее проходили выставки «Новые направления: молодое искусство Китая» (2012 г.), выставка одной работы Сюй Чжэнь (2014) и другие.
О художнике:
Джеки Цай родился в Шанхае в 1984 году. После получения степени бакалавра в Китайской Академии художеств, в 2006 году он отправился в знаменитый Центральный колледж искусства и дизайна им. Святого Мартина при Лондонском университете искусств учиться на иллюстратора. По окончании колледжа Цай остался в Великобритании. В 2010 году состоялась его первая персональная выставка в Лондоне. Популярность Джеки Цай получил в 24 года, когда создал для модельера Александра Маккуина свой первый орнаментированный череп, ставший культовым объектом в мире моды. После сотрудничества с британскими модельерами, он приложил свою руку к коллекциям известного китайского бренда Шанхай Тан, сотрудничал с европейскими Harvey Nichols, Lane Crawford. В 2011 году Джеки Цай запустил собственный бренд одежды, в котором стремится объединить искусство и моду.
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 13 ФЕВРАЛЯ — 11 МАРТА, 2018
АДРЕС: ММОМА, ГОГОЛЕВСКИЙ 10/2