Невская куртина
Выставка откроется рамках совместного выставочного проекта компании «НорНикель» и российских музеев.
Этот проект предусматривает открытие выставок, посвященных русскому Северу, в 9 российских музеях в течение трех лет. В этом году выставки, посвященные русскому Северу организованы в Великом Новгороде, Москве и Санкт-Петербурге.
На выставке в Петропавловской крепости представлены экспонаты из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, рассказывающие о формировании образа России как северной империи, а Санкт-Петербурга как северного города. Здесь представлены многочисленные виды Петербурга XVIII-XIX веков, изображающие зимний город с заснеженными улицами и площадями, запечатлевшие специфические зимние развлечения, такие как ледяные горы или катания на оленях. Подобные гравюры и литографии часто иллюстрировали издания с путевыми заметками иностранцев, побывавших в России, и формировали представление о России в Европе как холодной северной стране.
Идею о бескрайней северной стране поддерживали гравированные или литографированные альбомы, изображавшие представителей народов, населявших Россию, в том числе жителей крайнего севера - самоедов, эскимосов, камчадалов и пр.
В середине XIX – начале ХХ века образ северной империи и ее северной столицы стал активно использоваться в различных формах массовой культуры:
- любовь к зимним пейзажам с заснеженными лесами и покрытыми льдом реками и озерами, мотивам и образам северной природы – как в «большом искусстве» (живопись, графика), так и в предметах прикладного искусства и бытового назначения, в рекламных афишах, упаковке, детской игрушке и т.п.;
- применение в наименованиях продукции столичных предприятий слов «северный/ая» и названий северной флоры, фауны, этнографии и проч. (например, название шерстяной ткани для женской одежды компании Торнтона – «дамское эскимо», карамель «Северная», «Полярная», папиросы «Север» и т.п.)
- карточки открытых писем на «северную» тему (преимущественно с изображениями памятников деревянного зодчества северных губерний России, выполненными как фотографическим способом, так и по натурным зарисовкам известных художников И.Э. Грабаря, И.Я. Билибина и проч. ) – их выпуск был начат самыми разными краеведческими организациями с целью пропаганды русского Севера, в том числе и в связи с развитием туризма.
Отдельного упоминания заслуживает образ белого медведя, ставший к концу XIX века устойчивой приметой «русского». Настоящая мода на шкуры северных медведей в дорогих интерьерах была создана в середине XIX столетия российской знатью и нуворишами. Белые медведи стали излюбленным образом самой разной рекламной продукции (например, флакон одеколона фабрики «Брокар», выполненный по эскизу К.С. Малевича, с фигуркой белого медведя на крышке и др.).
Отдельный раздел посвящен советскому Северу и сосредоточен на широкой пропаганде освоения и использования Северного морского пути, северных земель, арктических экспедиций разных годов, проектирования и строительства ледоколов и т.п. Так, изображения ледоколов превратились в символ демонстрации достижений социализма, в этом качестве они заняли место на плакатах и поздравительных открытках наряду с названиями новых городов, расположенных на территории Крайнего севера: Анадыря, Воркуты, Магадана, Норильска и проч.
Подвиг экипажа и пассажиров «Челюскина» нашел отражение в оформлении упаковок многочисленных конфет и печенья, в детских игрушках (например, маскарадном костюме «Деда-мороза-Полярника», в наборе игрушек для елки «Полярная станция»); а увлеченность северными темами и образами — в многочисленных детских книжках со сказками северных народов, игрушках-белых медведях и игрушках-эскимосах, фарфоровых фигурках, изображавших народы советского Севера.