НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка «Скрута девиц и молодиц». Народная праздничная женская одежда

c 16 февраля по 15 апреля 2018Новгородская область
Афиша выставки
16 февраля в Музее изобразительных искусств Новгородского музея-заповедника (пл. Софийская-Победы, 2) состоится открытие выставки «Скрута девиц и молодиц». На выставке представлены девять комплексов женской одежды из фондов Новгородского музея-заповедника и двадцать пять праздничных костюмов из собрания Сергея Глебушкина (Москва). Известный в России собиратель и исследователь русского народного костюма привез в Великий Новгород предметы одежды представительниц Архангельской, Белгородской, Брянской, Воронежской, Рязанской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Нижегородской, Орловской, Смоленской, Тульской областей и Бурятии (конца XIX – первой половины XX вв.). Костюмы дополнены экспедиционными материалами и фотографиями из коллекции Натальи Шабельской, предоставленными Российским Этнографическим музеем (Санкт-Петербург).

На открытии состоится творческая встреча с Сергеем Глебушкиным, а также при участии фестиваля русского костюма «Сарафан» (Великий Новгород) планируется демонстрационный показ русских народных костюмов, реконструированных в мастерской Софьи Владыкиной «Славутница» (Санкт-Петербург) с использованием традиционной техники и материалов. Выставка продлится по 15 апреля.

Сергей Анатольевич Глебушкин – член Союза художников России и Международной федерации художников, Общественного совета при Государственном Российском Доме народного творчества, Международной Ассоциации искусствоведов и художественных критиков, Русского географического общества, Центрального совета Общероссийского общественного движения «Одарённые дети – будущее России», лауреат Всероссийских и Международных конкурсов и фестивалей фольклора.

«Скрута», «уряда», «выряд», «окрута», «сряда» – праздничная девичья и женская одежда в Новгородской губернии XIX в. Молодёжь принимала активное участие в деревенских праздниках. Отказ от гуляний вызывал осуждение старшего поколения. Во время «проходок» в нарядной одежде по улицам, в ярмарочных рядах, весёлых танцах и плавных хороводах парни высматривали себе невест. «Девица, девчоночка, девонька, девчужка, дева, девуня, деушка» – так ласково было принято обращаться к девушкам.

Вступление в прекрасный период жизни сопровождалось кардинальным изменением костюма. В этом случае скромность и дешевизна тканей не приветствовалась. Родители «справляли» для дочери на выданье несколько праздничных костюмов. Да и сама «невеста», девушка брачного возраста, должна была приготовить добротное приданое, овладев всеми видами женского рукоделия. Выход замуж для продолжения рода был главным предназначением девушки в деревенской общине. За время свадебного обряда молодые переодевались не меньше трёх раз. В одной одежде стояли под венцом, затем переодевались для застолья и третий раз для «княжого стола» на второй день.

На территории Новгородской, Архангельской, Олонецкой, в некоторых селениях Воронежской, Нижегородской, Тульской, Рязанской, Калужской, Курской губерний, а также у русских старообрядцев Забайкалья бытовал комплекс одежды с сарафаном (упоминается в XIV – XVII вв.). Сарафан – длинная одежда на широких плечиках или лямках. Известно 4 типа. Самый древний тип сарафана: глухой косоклинный. Глухие сарафаны шились из домашнего сукна красного цвета, шерстяной домотканины, холста белого и синего цветов. Второй тип: распашной косоклинный сарафан, в боковые швы которого вшивались косые клинья с подклинками, расширяющими подол. Третий тип: круглый или прямой сарафан на узких лямках, который шили из 4-8 прямых полотнищ ткани, сборенных на груди. Этот тип сарафана пользовался популярностью у молодых женщин. Четвертый тип: сарафан с лифом. Сарафан носили с рубахой с прямыми поликами, душегреей, головным убором на жесткой основе (корона, кокошник, головодец).

Комплекс одежды с понёвой – древнейший тип русской крестьянской одежды (первые упоминания X – XIII вв.). Бытовал в Орловской, Воронежской, Рязанской, Нижегородской, частично Смоленской губерниях. Понёва, панёва, понька, понява – поясная одежда замужних женщин, надевали с белой рубахой с косыми поликами, широким поясом, передником, кичкообразным головным убором. В основе поневы всегда лежали 3 полотнища черной, синей, реже красной шерстяной клетчатой ткани. Существовало несколько типов понёв: распашная, понёва с прошвой, понёва-юбка, глухая (более поздняя).

Комплекс одежды с юбкой – андараком, (упоминается с XVI в.), Тульская губерния. Такую юбку, сшитую из 5-7 полотнищ, верхний край которых собран в складки и обшит тканью, носили с рубахой, широким поясом и передником. На территории Новгородской, Архангельской губернии, наряду с сарафанным, бытовал юбочный комплекс, включавший в себя кофту либо баску, передник, пояс, головной убор с платком. Баски шили из тафты, чтобы «огнём горели и шуршали». Кофта – «казачёк», баска составляли женский костюм – «парочку». Передники по крою делились на несколько типов: повязываемые на талию или надеваемые через голову.

Праздничные костюмы дополняли различные шейные (наборошник, ошейник), нагрудные украшения (бусы, грибатки, чёпки) и жемчужные серьги. Белый цвет камня ассоциировался у крестьян с невинностью и молодостью. Русская народная одежда отличается высокой художественностью и разнообразием. Мастерство, с которым женщины пряли, ткали, вышивали, сохраняя вековые традиции, удивляют всех, кто хотя бы раз соприкоснулся с народным костюмом. Знание истоков его художественной природы дает нам возможность приобщиться к традиционной русской культуре.

www.museum.ru/N69103
Ваше мнение »»

»»Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
Адрес:Новгородская область, г. Великий Новгород, Кремль, 11
Проезд:См. здесь
Телефоны:(8162) 77-37-70, +7-9212073770 (заказ экскурсий)
сайт:www.novgorod-museum.ru/museums
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 21.02.2024  x    ?  


Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников

Картина Отто ван Вена "Поклонения волхвов" пополнила коллекцию Пушкинского музея

Выставка «И трубы их медные славу поют» в Бородинской панораме

Новые загадки картин Леонардо да Винчи

Выставка "Анна Голубкина. К 160-летию со дня рождения" в Русском музее

Одушевить нежными цветами: цветочная роспись на фарфоровых изделиях мастерской князя Н.Б. Юсупова

Выставка «Герои и прототипы» в Доме-музее М.Ю. Лермонтова

К Международному дню родного языка. Программа Музея славянской письменности "Слово" на ВДНХ

Выставка "Иран: взгляд сквозь тысячелетия"

"Совремённость Павла Кондратьева": выставка живописи, графики в Музее Анны Ахматовой

Выставка «Театр Надежды Ламановой»

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Выставка «Великая повседневность. Северная крестьянская утварь» в Архангельских Гостиных дворах

В бою и на параде. Шедевры защитного вооружения из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Цветы, плоды и музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко»

Евгения Буравлева. Малая родина

Выставка "И близких всех душа не позабудет..."

Фритьоф Нансен в фотографиях. Редкие кадры экспедиции Нансена в Арктику

Выставка «Александр Иванович Опарин. Ученый и человек»

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Выставка «Слава и гордость земли иркутской»

Персональная выставка Зои Гавшинской «Мир полон звуков…»

Выставка «“Не верь глазам своим”. Иллюзии в искусстве» из собрания Государственного Эрмитажа

Мандала. Выставка Юлии Федотовой во Всероссийском музее декоративного искусства

Выставка "Древний Египет. Искусство бессмертия" из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина во Владивостоке

Братья Чернецовы. Художники и путешественники

Выставка «Образы и судьбы» Виталия Боровика в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Salon de 4ceramics

Выставка "Дикая природа Бразилии" в Русском музее фотографии

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

Выставка «Сокровища полковых музеев» в Государственном историческом музее

Мама Дома. Колыбельные

Выставочный проект «Путешествие на Восток» в РОСФОТО


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru