Государственная Третьяковская галерея впервые представляет персональную выставку российского художника Николая Багратовича Никогосяна, приуроченную к 100-летию автора, родившегося 2 декабря 1918 года. Масштабный показ его произведений представляет мастера в качестве не только скульптора, но и живописца, мало известного широкой публике.
На выставке демонстрируется более 120 произведений, среди которых скульптурные работы из монографического собрания Третьяковской галереи, а также 60 живописных полотен, 10 графических листов и 50 скульптурных работ из Галереи Нико. Некоторые из них были специально привезены из ереванской коллекции автора.
Народный художник, лауреат Государственной премии СССР, действительный член Российской академии художеств, Н.Б. Никогосян — ведущий отечественный мастер, реализовавший множество проектов как в монументальной скульптуре, так и в живописи, где в полной мере проявился его талант новатора. Основам ваяния Н.Б. Никогосян учился у признанного мастера А.Т. Матвеева, также он был знаком с крупнейшим скульптором ХХ века С.Т. Конёнковым, оказавшим на него большое влияние.
Искусство Н.Б. Никогосяна принадлежит двум культурам — армянской и русской. Мастер долгие годы живет и работает в Москве, сохраняя постоянную связь с Арменией. Произведения Н.Б. Никогосяна ярко отражают интеллектуальные, духовные поиски и внутреннюю красоту двух народов. Он органично соединил в своем творчестве традиции классического европейского и древнего армянского искусства. Будучи ярким представителем московской скульптурной школы, Н.Б. Никогосян последовательно отстаивает принципы ее пластической системы. Созданные им памятники, портреты, композиции по праву стали классикой искусства ХХ века.
Наиболее известные работы Никогосяна — монументальные скульптурные образы, включенные в архитектурный ансамбль на фасаде высотного здания на Кудринской площади в Москве (1948–1954); скульптурное оформление Дворца науки и культуры в Варшаве (1952–1955); мемориальный памятник погибшим воинам в родном селе Налбандян (1978); выразительные и новаторские памятники М. Налбандяну (1965), Е. Чаренцу (1985) в Ереване и А. Исаакяну в Гюмри (1975), а также многочисленные надгробия и памятные мемориальные доски.
На юбилейной выставке, охватывающей 75 лет творческого пути мастера, представлены самые значимые станковые работы. В скульптурах «Труженица Араратской долины» и «Русская земля» величавые образы, созданные Н.Б. Никогосяном, подобны древним каменным изваяниям. В них органично сочетаются монументальная статичность и скрытое внутреннее напряжение. Массивность формы при соразмерности частей помогает создать образ человека, наделенного внутренней целостностью.
Пластические возможности мастера кажутся поистине безграничными. Художник свободно владеет техникой работы с различными материалами, и в первую очередь с камнем, используя который, он обращается к народным традициям, постигая тайны древних армянских резчиков и каменотесов. Бережное отношение к твердому материалу (граниту, базальту) и высокое мастерство его обработки позволили скульптору создать в камне одухотворенные портретные образы представителей армянской науки и культуры.
Наиболее ярко творческая индивидуальность скульптора проявилась в портретном жанре. За семь десятилетий художник создал поистине уникальную галерею изображений современников, от знаменитых ученых и людей искусства до простых тружеников. «Чувство индивидуального» является отличительной особенностью творчества Н.Б. Никогосяна. Станковые портреты мастера отличают большая пластическая выразительность, тщательный подбор средств, сдержанность и лаконизм пластики при общей масштабности и философичности содержания художественного образа. Наиболее значительные из них — это портреты академиков И.Д. Зелинского, П.Л. Капицы, ярких представителей армянской культуры — поэтов, литераторов, театральных режиссеров, актеров, композиторов: А.С. Исаакяна, Л. Калантар, С.Б. Капутикян, М. Налбандяна, Е.Р. Симонова, Г.Д. Джанибекяна, А.И. Хачатуряна; композиторов и музыкантов Д.Д. Шостаковича, Г.В. Свиридова, Е.Ф. Гнесиной, актеров А.Н. Грибова, С.А. Мартинсона, скульпторов и художников С.Д. Меркурова, Г.И. Кепинова, М.С. Сарьяна, П.Н. Крылова. Работы мастера, выполненные 70 лет назад, и ныне восхищают нетрадиционностью решения и свежестью восприятия. Многие портреты стали в России и Армении классикой искусства ХХ века.
Особое место в творчестве Н.Б. Никогосяна занимают женские образы. Портреты балерин М.М. Плисецкой и А. Алонсо, актрис А.К. Тарасовой и Н.У. Аринбасаровой отличаются новизной восприятия, классической ясностью и совершенством пластической формы. Неповторимый почерк Н.Б. Никогосяна в станковом портрете создается благодаря тому, что художник, выявляя яркое индивидуальное начало и психологическую неповторимость каждого образа, привносит в него собственное видение, личный интерес к модели и авторскую интонацию.
На протяжении всей творческой жизни Н.Б. Никогосян постоянно пишет автопортреты — это монолог художника, сокровенная исповедь, особая сфера постижения изменчивого внутреннего мира творца. На выставке впервые представлены графические автопортреты мастера последних лет.
Н.Б. Никогосян принадлежит к числу художников, обладающих многогранным даром: он занимается не только скульптурой, но также живописью и графикой. Особая страсть мастера — живопись. Основная тема его насыщенных по цвету живописных полотен и экспрессивных графических листов — портрет современника. Импульсивные, выразительные произведения Н.Б. Никогосяна несут на себе печать личности своего создателя — в них проявляется страстность ищущего и не боящегося экспериментов художника.
Выставка открыта по адресу: Москва, Крымский Вал, 10, залы 80–82