Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) в составе "РОСИЗО" совместно с Фондом культуры "ЕКАТЕРИНА" представляют выставку
ПРИБЫТИЕ ПОЕЗДА
Открытие: 22 марта в 19:00, пресс-показ в 18:00
Даты проведения: 23 марта - 20 мая 2018 года
Место проведения: Фонд культуры "ЕКАТЕРИНА"
Адрес: Москва, ул. Кузнецкий мост, дом 21/5
Кураторы: Виталий Пацюков, Екатерина Дракунова, Анастасия Козаченко, Светлана Макеева
Архитектор выставки: Константин Ларин
Масштабный выставочный проект "Прибытие поезда" объединяет свыше ста работ отечественных и зарубежных художников и размещается в пространстве Фонда культуры "ЕКАТЕРИНА". Экспозиция рассказывает о феномене поезда в мировой культуре: его динамика, неожиданность появления, факт прибытия и вторжение в реальность стали каноническим символом перемен и неумолимого движения истории вперед.
Именно образ поезда и связанные с ним смысловые контексты обогатили актуальное искусство и открыли особое пространство художественных коммуникаций. Техногенный мир, возникший в период рождения машинных аппаратов, обрел свою уникальность и полноту именно с приходом в цивилизацию железных дорог и с возможностью перемещаться в любую точку планеты, передвигаясь по её поверхности, тоннелям и мостам.
Образ поезда выступает организующим элементом выставки, что напрямую выражается в архитектурном решении: зрителя буквально приглашают зайти в железнодорожный вагон, пройтись по составу и вместе с ключевыми художниками новейшего времени совершить захватывающее путешествие длиною в 120 лет.
Виталий Пацюков, куратор проекта:
"Наш поезд движется через узловые точки культуры и социальной реальности, преодолевая временные пласты и огромные территории. Мы видим его образ в разных формах, разных жанрах и техниках: в документальной хронике, первом веке немого кинематографа, кино-авангарде и видеоарте, в живописи, музыке и литературе.
Мы путешествуем, пересекая арт-территорию Европы, России, США, соединяя в единую целостность страны, их культуру и историю. Здесь нам встречается и траурный поезд с телом Ленина, и поезд Великой Победы, и вагон, который возвращает из Германии почившего Чехова в морозильном отделении для устриц, и индустриальные поезда Транссибирской магистрали, отправленные в будущее.
Прорываясь в новую информационную эпоху, поезд выступает и как носитель новой информации, новый символ коммуникации, образ прогресса, который проходит через всю историю нашей цивилизации. Мы показываем его максимально понятно и наглядно, зрелищно и ностальгически. Зритель не просто присутствует, он фактически едет в этом поезде, присоединяется к этому пространству и влияет на него".
В начале экспозиции мы попадаем в "Исторический поезд". Образность железных дорог мгновенно принял на вооружение кинематограф: зрителя встречают братья Люмьер и их "Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота", впервые представленное публично больше столетия назад, а также "Необыкновенное путешествие" Жоржа Мельеса, "Бесшумные поезда" Эдисона и фильмы Ман Рэя, рожденные ритмами раннего джаза. Лейтмотивом раздела выступает Транссибирская магистраль, волновавшая умы многих представителей европейского авангарда.
Железнодорожные коммуникации здесь превращаются в связующий фактор между отечественной культурой и мировой историей. В видео-композиции "Транссибирская сюита" Владимира Смоляра визуализируется метафора продвижения поезда сквозь художественное пространство евразийского континента. На фоне движущегося состава, под ритм стука колес, наложенного на "Симфонию № 8" Дмитрия Шостаковича, проносятся ключевые полотна века: "Солдаты" Михаила Ларионова, "Крестьяне" Казимира Малевича, "Летающие" Марка Шагала и образы орфического кубизма Сони и Робера Делоне. Завершает эту часть экспозиции знаменитый видеоролик на песню Бориса Гребенщикова "Этот поезд в огне".
Раздел выставки "Миростроительное депо" рассказывает о достижениях советского кинематографа 1930-х годов через фрагменты фильмов "Симфония Донбасса" Дзиги Вертова, "Пасифик 231" Михаила Цехановского и "Кинопоезд" Александра Медведкина. Дальше мы переносимся в Америку, где тема поезда получила яркое выражение в стилистике вестернов и мюзиклов, таких как "Большое ограбление поезда" и "Серенада солнечной долины".
Поезд въезжает на территорию современной культуры, представленной триптихом "Take a Train" Владимира Янкилевского, видео-артом Марины Фоменко и Александры Митлянской, едет через Европу в работе русской голландки Марины Черниковой и прямо оттуда переносит нас в подмосковную электричку Ольги Чернышевой. Время и пространство выставки выстроены нелинейно: в двухканальной видео-инсталляции Натальи и Валерия Черкашиных мы заходим в вагон подземки на Таймс-сквер, а выходим на Красной площади.
В "Депо" представлены оригинальные работы советских художников в технике фотомонтажа и оригинальные конструктивистские плакаты, воспевающие индустриальную мощь поездов. Здесь же зритель увидит металлизированную инсталляцию Аллы Урбан и проект, соединяющий визуальный контекст "Большого стекла" Марселя Дюшана с акустикой Джона Кейджа.
Заключительный раздел выставки "Место действия - поезд" обогащает смысловое поле проекта отсылками к образу поезда в художественной литературе, театре и живописных работах классиков второго русского авангарда.
Открывает раздел новая работа Константина Батынкова "Композиции с образом поезда", рифмующаяся с фото-инсталляциями Льва Мелихова, Владислава Ефимова, архивной хроникой прибытия легендарного "Поезда Победы" 10 мая 1945 года. Этот зал позволяет увидеть новейшие живописные системы: композиции Ильи Кабакова и Эрика Булатова, работы Семена Файбисовича, Павла Отдельнова и Игоря Ширшкова, рассматривающие связи между традицией и возможностями новой визуальной оптики. Одно из ключевых полотен раздела - соцреалистическая работа Кузьмы Николаева "Прокладка железнодорожного пути в Магнитогорске" из коллекции "РОСИЗО".
Литературно-театральные ассоциации представлены в "зале Анны Карениной", отмеченном своеобразным эпиграфом - объектом Сергея Катрана по мотивам лекции Владимира Набокова и бинарной инсталляцией Натальи Данберг, предлагающей новою драматургию романа, где творческая игра ребенка предотвращает гибель героини Льва Толстого. Дополняет эту тему стремительно мчащийся поезд Анны Ефремовой, передвигающийся в "обратной" перспективе Павла Флоренского, соединяя прошлое и будущее нашей истории и приглашая войти в магический "вокзал для двоих" Леонида Тишкова. Яркий, устремляющийся на нас свет фонаря этого поезда открывает ностальгическую тотальную инсталляцию Александра Бродского - плацкартный железнодорожный вагон, равномерно покачивающийся, мерцающий своими окнами и обращенный к культурной памяти нашего детства. Особое место в этой "философской" арт-территории занимает "кабинет" Вадима Абдрашитова, мастера новейшего кино-языка, использующего образ поезда в радикальной социокультурной драматургии.
Завершается выставка бесконечной протяженностью звукового образа локомотива, интегральным акустическим проектом Сергея Филатова, транслирующим свой сигнал в пространство двуканальной инсталляции Сергея Головача "Следующая станция Chinatown" (Россия - Китай).
Стрела Транссибирской магистрали здесь устремляется на Восток, где зритель и заканчивает свое путешествие, переживая феномен поезда в контексте культуры последнего столетия и открывая в своем сознании новые формы существования в нашей техногенной реальности.
Организаторы и кураторы выставки выражают благодарность Фонду культуры "ЕКАТЕРИНА" и лично его основателям Екатерине и Владимиру Семенихиным за предоставленные на выставку работы из коллекции, а также оказанную поддержку в организации и проведении проекта.
Возрастное ограничение: 6+
Место проведения: Фонд культуры "ЕКАТЕРИНА"
Адрес: Москва, ул. Кузнецкий мост, дом 21/5