28 марта в Центре Помпиду (Париж) открывается выставка "Шагал, Лисицкий, Малевич. Русский авангард в Витебске (1918-1922)". Она посвящена одному из ключевых явлений в истории русского и мирового авангарда - деятельности Народного художественного училища в Витебске под руководством Марка Шагала. На экспозиции можно увидеть более 250 произведений искусства, архивных документов и фотографий из российских и зарубежных собраний.
В разгар Гражданской войны Шагалу удалось заручиться поддержкой властей и открыть в Витебске Народное художественное училище, обучение в котором в формате свободных мастерских началось в январе 1919-го. Преподавателями стали выдающиеся мастера авангарда Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Вера Ермолаева. Таким образом, училище превратилось в настоящую лабораторию революционного искусства.
Увы, просуществовало оно недолго: в начале 1922-го возникли серьезные материальные проблемы, поэтому весенний выпуск того же года так и остался единственным (среди дипломников были, в частности, Николай Суетин и Илья Чашник). Тем не менее, деятельность училища стала яркой страницей, без которой нельзя сегодня представить историю российского искусства.
Работы для парижской выставки предоставили Государственная Третьяковская галерея, музеи Минска и Витебска, Van Abbemuseum (Эйндховен, Голландия), а также европейские и американские частные коллекционеры.
Русский музей отправил во Францию более 20 произведений искусства. Среди них "Супрематизм (Supremus No. 58)" (1916) Казимира Малевича, "Венера" (1911-1912) Михаила Ларионова, "Беспредметная композиция" (1916) Ольги Розановой, работы Мстислава Добужинского, Веры Ермолаевой, Ивана Пуни, Владислава Стржеминского, Николая Суетина.
Выставка продлится до 16 июля, после чего переедет в Еврейский музей Нью-Йорка, где ее можно будет увидеть с 14 сентября по 2 января 2019-го.