Дом-музей Ф.И. Шаляпина приглашает всех-всех-всех на День открытых дверей в
воскресенье, 15 апреля. В программе - две специальные экскурсии (в 13.00 и 15.00) и презентация небольшой, но очень дорогой для музея выставки. 145-летнему юбилею великого певца посвящены две новые экспозиции: "Две "Хованщины" Федора Шаляпина" и "Шаляпин - Король Филипп". Презентация выставки начнется в 15.30 с мини-концерта, в котором выступит солистка Академии молодых певцов Мариинского театра, сопрано Алена Гурьева, и продолжится показом отрывков из документальных фильмов "Федор Федорович Федоровский", "Хованщина" (фильм-опера, 1959), "Хованщина" (видео постановки 1979 года). Вход свободный!
Экспозиция "Две "Хованщины" Федора Шаляпина" посвящена двум ярчайшим работам певца в опере Мусоргского "Хованщина": 1911 года в Мариинском театре и 1913 года в "Русских сезонах" С. Дягилева.
В 1911 году по настоянию Шаляпина "Хованщина" была впервые поставлена на сцене Мариинского театра. Шаляпин выступил не только как певец, но и соавтор сценографии и режиссуры. Он привлек к оформлению спектакля своего друга и верного соратника Константина Коровина, руководил артистами и мимансом вместе с режиссером П. Мельниковым. По мнению директора Императорских театров В.А. Теляковского, Шаляпин-режиссер "был отличный, имел особую способность все просто, толково, логично не только объяснить, но каждому показать, как именно надо делать". Певица Н. Комаровская, подруга Коровина, в свою очередь, вспоминает, как художник, происходивший из старообрядческой семьи, описывал Шаляпину старые церковные обряды, читал наизусть молитвы. Вместе они намечали внешний облик Досифея, будто сходящего с древнерусских икон: величавого, сурового, с горящим пронзительным взглядом.
В 1913 году Сергей Дягилев решил поставить "Хованщину" в рамках своих "Русских сезонов". Он предложил И. Стравинскому и М. Равелю сделать новую редакцию партитуры и оркестровку. Стравинский также досочинил финальный хор. Еще одним "козырем" Дягилева был Шаляпин, с которым был заключен договор на исполнение партии Досифея. Шаляпин потребовал оставить редакцию Н. Римского-Корсакова, и его сцены пришлось оставить в старой, знакомой певцу версии. Постановку оформил молодой художник Федор Федоровский, ученик Коровина, обладающий экспрессивным, почти авангардным стилем. На выставке представлены эскизы Коровина и Федоровского из фондов Музея театрального и музыкального искусства, в том числе из коллекции Нины и Никиты Лобановых-Ростовских.
В экспозиции "Федор Шаляпин - Король Филипп" представлены фотографии Ф. Шаляпина в роли Короля Филиппа II в опере Верди "Дон Карлос" (1917, Большой театр), автозарисовка из собрания Музея театрального и музыкального искусства. Впервые в музее можно будет увидеть костюм Шаляпина в этой роли, предоставленный Театральным музеем им. А.А. Бахрушина (Москва).
За более чем сорокалетнюю карьеру Шаляпин лишь несколько раз выходил на сцену в роли Короля Филиппа. Его дебют состоялся в 1906 году в театре "Казино" в Монте-Карло, через год - в Берлине. Впервые в России Шаляпин исполнил партию Короля Филиппа в "Доне Карлосе" лишь в революционном 1917 году (10 февраля) в Большом театре, а в Петербурге - в Народном доме прямо под залпы Авроры. Впоследствии артист не мог говорить об этом спектакле вне контекста революционных событий в России.
Экспозиции "Две "Хованщины" Федора Шаляпина" (в концертном зале музея) и "Шаляпин - Король Филипп" (в центре основной экспозиции) будут открыты для широкой публики до 1 июля 2018. Осмотр - по входному билету в музей.