15 февраля 2002 года в 18 часов галерея "Ковчег" открывает XIV выставочный сезон - новоселье по старому адресу: ул. Немчинова, 12. Эскиз костюма "Папиросы N47 "Фурор" для бала в Благородном собрании; фотопортреты артистов немого кино из коллекции А.Васильева (Париж); "кривая курения" Андрея Белого; коллекции табачной упаковки начала ХХ века и 1920-х гг.: папиросы "Рабоче-крестьянские", "Наше радио", "Красный киоск" и другие; мундштук Юло Соостера и графика ГУЛАГа; коллекция спичечных этикеток 1960-х г.г.; станковые произведения российских художников и многое другое на выставке "Сто лет с огоньком. Курение и курильщики в изобразительном искусстве ХХ века". Над экспозицией работали: Юрий Петухов, Сергей Сафонов, Дмитрий Смолев.
Произведения для выставки предоставили: Российский Фонд Культуры, Государственный музей В.В.Маяковского, Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина, Мемориальная квартира Андрея Белого, Музей общества "Мемориал", Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова, Вологодская областная картинная галерея, Муниципальный краеведческий музей "Дом на набережной", Галерея "М'АРС", Галерея "Les Oreades", а также авторы, наследники и коллекционеры.
От поддержки этой выставки отказались несколько аккредитованных в Москве табачных компаний, ряд изданий не стал сотрудничать под предлогом установок на "здоровый образ жизни".
Между тем, экспозиция "Сто лет с огоньком" вовсе не призвана выражать кураторское отношение к проблемам табакокурения. Речь не идет ни о "вдохновении легкости", ни о предупреждениях Минздрава. Наша задача ограничена рамками исторического экскурса, художественности и искусствознания, но фигура курильщика не случайно выдвинута на авансцену. Человек с сигаретой, трубкой или даже кальяном - одна из явных примет ХХ века. Пусть несколько легковесная, но крайне закономерная.
Вредная привычка, перенятая у американских индейцев, прижилась в Европе давным-давно, да и изображения персонажей с курительными трубками появились в живописи и графике больше столетия назад. Однако в ушедшем веке из-за стремления многих художников искать сюжеты в окружающей действительности, из-за их желания острее характеризовать своих персонажей, наконец, из-за ускоренного развития рекламы и промышленного дизайна (выразительность папиросных пачек, спичечных этикеток и т.п. не могла оставить равнодушными станковистов), "табачная" тема постепенно обжилась в искусстве и стала традиционной. Впрочем, специального к себе внимания она никогда не привлекала по причине "заниженности" пафоса и бытовой естественности.
Российское искусство не стало исключением. Отечественные "курильщики", будучи изъяты из общего массива художественных произведений и расставлены по хронологии, могли бы служить превосходными гидами. В первую очередь - по истории искусства, поскольку для автора выбор предмета изображения (особенно такого, не предусмотренного социальным заказом) часто мотивируется именно творческими обстоятельствами. Утонченность модерна, нарочитая брутальность неопримитивизма, психологическая выверенность реализма (не обязательно социалистического), обширный набор качеств искусства второй половины века, от плакатной декоративности до натуралистической иллюзорности - все это моментально проявилось бы в ретроспекции такого рода, будь она непредвзятой.
Нынешняя выставка "Ковчега" - предвзята. Это не безучастная регистрация всех существовавших направлений, стилей и манер. Сквозь призму выбранной темы хотелось увидеть и представить зрителю те особенности художественного языка завершившегося столетия, которые нам близки и интересны. И наоборот - раскрыть тему, основываясь на субъективной привязанности к определенным типам пластического мышления.
Представляется, что псевдо-объективность, неизбежно влекущая вороха взаимоисключений, привела бы к поверхностным, даже клиповым решениям. Поэтому "в кадре" отсутствуют произведения многих течений. Зато в обилии представлены экспонаты, не относящиеся к станковому искусству: специфические предметы быта, коллекции папиросных пачек и спичечных этикеток, фотографии знаменитых и безвестных курильщиков - одним словом, контекст. Слишком не безразличная для многих зрителей тема, чтобы ограничиваться живописью и графикой, но упор сделан именно на них.
Если пользоваться привычной классификацией, выставка историко-художественная. По сути же - вольное, ассоциативное высказывание.
Контактный тел.: (095) 977-0044, факс: (095) 977-0088. E-mail: .