7 июня в Краснодарском художественном музее имени Ф.А. Коваленко открывается выставка «Стекло и керамика в изобразительном искусстве».
В экспозиции представлены произведения живописи и графики русских художников XIX – XX вв., декоративно-прикладное искусство.
На выставке можно получить представление о значении фарфора и стекла в структуре живописного пространства на основе произведений таких разноплановых художников как И.Т. Хруцкий, К.Е. Маковский, С.Ю. Судейкин и другие.
В первой половине XIX в. характерно романтическое отношение современников к фарфору и стеклу. Изображение ваз, графинов постоянно присутствует в натюрмортах художника-академиста И.Т. Хруцкого.
В картинах К.Е. Маковского «У туалета», А.И. Морозова «За чаепитием» отсутствует поэтическая природа фарфора и стекла, что в начале 50-х годов XIX в. чётко прослеживается в контексте бытового осмысления действительности.
В творчестве художников «Мир искусства», СРХ, «Бубнового валета» возрастает самостоятельное значение натюрморта, которые получают новое качество – декоративность. Поэтому художественные особенности фарфора и стекла, как части предметного мира изобразительного искусства, постоянно находились в сфере творческих интересов художников – С.Ю. Судейкина «Натюрморт с фарфоровыми фигурами», И.И. Машкова «Цветы в белом кувшине», А.А. Экстер «Ваза с цветами».
В период 1920-х – 1950-х гг. современники воспринимали фарфор и стекло через призму идеологии советского общества. Наряду с архитектурой они выполняют функции демонстрации успехов Советской власти. При этом советский натюрморт стоял несколько в стороне от «социалистического реализма», что давало возможность художникам вновь осязаемо обрести отвергнутую так называемыми беспредметниками «вещь» через эксперименты в области цвета и фактуры – С.В. Семенов «Натюрморт», Г.К. Савицкий «Купавки».
Новый этап в восприятии фарфора и стекла в 1960-е – 1980-е гг. резко отличается от предшествующего времени. На смену их демонстративной функции приходит утилитарная. Эстетизация окружающего человека мира вещей, обусловленных интересом к русскому натюрморту начала ХХ в. ведут художников к повышенному вниманию к фарфору и стеклу – Н.А. Маричева «Розы и разноцвет», Г.И. Цейтлин «Натюрморт». На Кубани в это время складываться своя, построенная на ярких фольклорных элементах живописная система, изображение фарфоровой и стеклянной посуды присутствует на всех представленных картинах – А.А. Калугин «Цветы», Р.И. Солуянова «Дыни», А.Г. Семко «Натюрморт с айвой».
Стилистические поиски художников конца XX в. обращены к широкому кругу традиций мировой культуры, что отразилось и в их произведениях – И.В. Пугач «Серый день», П.П. Бабенко «Натюрморт с луком» и др.
Выставка дополнена русским и советским фарфором 19-20 вв.: Павлова Л. Н. «Ваза декоративная», Гончаренко И. И. «Ваза для цветов», Натушевская Н. П. «Питьевой набор» и др.
Выставка будет работать до 15 июля по адресу: Красная, 13, 1-й этаж.