Русский музей / Михайловский замок
Выставка "Александр Семенцов. Болевой синдром"
На выставке Александра Семенцова (1941-2005) "Болевой синдром" будет представлена живопись и графика из серий "Лезвие" на тему войны в Абхазии (1992-1993) и "Апокалипсис" (1994-2005) из собрания дочери художника, Елены.
Очевидец событий, в 67 работах из этих серий Семенцов предстает не как документалист и хроникер. Полные аллегорий и аллюзий к мифологическим и евангельским сюжетам, его произведения сравнивают с "Капричос" и "Бедствиями войны" Гойи и "Герникой" и тавромахиями Пикассо.
Это первая выставка произведений мастера в Русском музее.
Художник Александр Семенцов родился в Керчи накануне Великой Отечественной войны, окончил Тбилисскую Академию художеств, жил в Сухуме, где совмещал экспериментальную физику в лаборатории, занятия живописью и увлечение альпинизмом. В 1990-х годах переехал в Ленинград, вступил в Союз художников. Его персональные выставки проходили в галерее «Борей» в 1993 и 1994 годах — именно там была впервые представлена серия «Лезвие», посвященная войне в Абхазии.
Свитеделем вооруженного конфликта между грузинами и абхазами Семенцов стал в 1992 году, ненадолго приехав на родину из Петербурга. Пережитый опыт перевернул его самосознание, перестроил самоидентификацию как художника, мобилизовал ранее не задействованные творческие ресурсы. Семенцова более всего волнует человеческий аспект трагедии: насилие, нарушение дружеских связей, поругание клятв.
Куратор выставки Александр Боровский: «Семенцов обладает очень подвижным, свободным, уверенно лепящим форму и передающим настроение рисунком. Этот рисунок может быть нитяным, острым, как офортный штрих, может обретать живописность (обычно вкупе с белильными заливками), чаще всего гризайльную, но иногда и колористически богатую. Может быть фиксирующим, дотошно точным, но с готовностью включающим регистр условности, переходящей в гротеск».
Сейчас, спустя тринадцать лет после смерти Семенцова зарождается интерес к его творчеству. Серия работ о войне уже была показана в Москве в 2014 году в Академии художеств. Возможно, сегодня такая выставка более чем актуальна и несет с собой большой гуманистический посыл обществу.