Творчеству Максима Петровича Дмитриева (1858-1948) посвящается выставка из фондов Русского музея фотографии.
21 августа 1858 года в деревне Повалишино Тамбовской губернии у дворовой крестьянки Александры Герасимовой родился мальчик, которому суждено было стать основоположником публицистической фотографии в России. В 15 лет Максим Дмитриев стал учеником московского фотографа Михаила Настюкова: мать хотела, чтобы у ее сына была надежная и доходная профессия. Но вышло так, что фотография стала для Дмитриева не просто профессией, а судьбой, делом всей жизни, которое прославило его имя и подарило современникам и потомкам драматичную и яркую фотолетопись жизни России на рубеже XIX – XX веков.
Максим Дмитриев навсегда связал свою жизнь с Нижним Новгородом в 1886 году, открыв собственное фотозаведение «Новая фотография М. Дмитриева» на улице Осыпной. Сейчас здесь расположен Русский музей фотографии. Этот дом, получивший известность еще при Андрее Карелине – кумире и учителе Дмитриева, стал центром фотографической жизни города.
В экспозицию вошли подлинные фотографии рубежа XIX – ХХ веков, в том числе раскрашенные фотоотпечатки. Среди представленных работ – листы из альбома «Неурожайный 1891 – 1892 год в Нижегородской губернии», изданного в собственной фототипии Максима Петровича Дмитриева; фотографии из серий «Нижегородская ярмарка», «Волга и Поволжье», «Старообрядцы Керженских лесов»; знаменитая «Дубинушка», на которой запечатлены рабочие Кулебакского горного завода; семейные фотографии Дмитриева и салонные портреты.
В фотографиях М. Дмитриева оживает многоликая Россия с ее невзгодами и праздниками, безвестными босяками и знаменитостями, свидетельствами старины и злободневными событиями. Это ушедший, но не потерянный мир, запечатленный выдающимся мастером.