С 13 ноября по 2 декабря в галерее Санкт-Петербургского Союза художников «Голубая Гостиная» проходит выставка произведений Народного художника России Юрия Александровича Межирова (1933 – 2012), которая приурочена к 85-летию со дня рождения художника и продолжает цикл выставок памяти членов Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников.
Имя художника Ю.А. Межирова широко известно в художественных и артистических кругах. Он на протяжении многих лет запечатлевал на своих полотнах известных деятелей искусства, принесших славу Санкт-Петербургу (Ленинграду) и стране, с которыми в разные годы его связывали дружеские отношения: композитора С. Слонимского, балетмейстера Н. Долгушина, артистов балета Г. Мезенцеву, Г. Покрышкину, С. Викулова; актеров Д. Баниониса, К. Лаврова, Е. Лебедева, С. Крючкову, Л. Чурсину и мн.др.
«Арлекин» (2001 г.) - название автопортрета Ю.А. Межирова в костюме персонажа итальянской комедии. Совсем небольшая по размеру работа – одно из наиболее глубоких философских произведений художника. Сюжет предполагает легкость и самоиронию, а глаза на полотне полны глубокой тревоги. На что смотрит, что видит художник ? Свое время ? Жизнь, в круговращении неизменную ? Себя в поисках красоты и смысла ?
Неоднократно обращаясь к традиционным персонажам –«маскам» Комедии дель арте – образам Арлекина художник формулировал творческое кредо, раскрывал родство с традициями «Мира искусств», миром образов К.А. Сомова, М.А. Врубеля, А.Н. Бенуа, К.А. Коровина.
Особенно близки Ю.А. Межирову театральные художники круга «Мира искусств» - Л.С. Бакст и А.Я. Головин.
Наряду с картинами, портретами, натюрмортами, на многих выставках экспонировались, наполненные светом и воздухом, пленэрные пейзажи художника, запечатлевшие среднюю полосу России, исторический центр Петербурга, природу Крыма, города Франции, Швеции. На данной выставке также представлены этюды и пейзажи: «Прибой» (1982 г.), «Осенние листья» (1982 г.), «Роща у реки» (1992 г.).
Пейзажные работы построены как своеобразные театральные сценки, проникнутые лирическими, мажорными, трагическими переживаниями.
Стилистическое богатство, сложность образного строя произведений Ю. Межирова отчасти обусловлена долгим периодом профессионального образования: сначала в Дулевском художественно-керамическом училище (Ивановская обл.), затем в ленинградском художественном училище им. В.Серова и, наконец, на живописном факультете института им. Репина (мастерская профессора В.М.Орешникова). Он с отличием закончил институт в 1965 году, еще два года Юрий Межиров совершенствовался в творческой мастерской В.М. Орешникова.
Ю.А. Межиров создал свыше 500 произведений. Четыре работы художника находятся в собрании Государственного Русского музея: «Плакатист Ефим Цвик» (1968 г.), «Сыновья» (1972 г.), «Старый Гурзуф» (1978 г.) и «Праздник в Сентентре» (1979 г.)
Его произведения находятся более, чем в 50 музеях России, Белоруссии, Украины. В частных коллекциях его работы по всему миру: как в России, так и в Италии, Германии, Франции, Швеции, Венгрии, Польше, Японии, Мексике, Бразилии.
Работы художника экспонировались более, чем на 200 крупных выставках. В 2003 году состоялась его последняя значительная персональная выставка – в Большом зале Санкт-Петербургского Союза художников.
Творчество самобытного талантливого мастера вписано в анналы петербургского искусства.
Юрий Межиров часто говорил: «Вечное – это самое главное в современности, осмысленное художником и воплощенное в его полотнах».
Искусствовед Галина Кекушева.