НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918-2018

c 22 ноября 2018 по 27 января 2019Москва
Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918-2018
Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918-2018
Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918-2018
Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918-2018
Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918-2018
Государственная Третьяковская галерея совместно с Художественным музеем Эстонии (Таллин) открывает в Москве крупную выставку эстонского изобразительного искусства из фондов обоих музеев, а также из частных коллекций.

Проект организован в рамках программы культурных мероприятий «Эстонская Республика — 100». Выставка включает произведения, созданные в течение прошедшего столетия: наряду с работами мастеров советского периода в экспозиции демонстрируются живопись, графика, скульптура ключевых представителей эстонского модернизма довоенного периода и работы эстонских художников XXI века. Это первый опыт сотрудничества ведущих музеев национального изобразительного искусства двух стран.

Коллекция эстонского искусства в Третьяковской галерее является самой крупной в России. Начало ее формирования относится к 1946 году, когда для Музейного фонда СССР государство стало активно приобретать работы эстонских художников. Наиболее значительное пополнение коллекции состоялось в 1986 году благодаря слиянию двух крупнейших собраний — Третьяковской галереи и Государственной картинной галереи СССР, располагавшейся в недавно построенном здании на Крымском Валу, — в единый музейный комплекс. Настоящая выставка — первый масштабный показ этой коллекции. Объединенные в экспозиции произведения из музейных и частных собраний обеих стран дополняют друг друга и обогащают представление об истории развития национального искусства.

После 1918–1920 годов, этапа обретения Эстонией независимости, в культуре страны сложилась благодатная ситуация — стали возникать многочисленные художественные объединения и активизировалась выставочная жизнь. Наиболее яркие творческие силы сплотились вокруг «Группы эстонских художников» (Eesti Kunstnikkude Ruhm) — первой в Эстонии, посвятившей свою деятельность авангарду. Произведения членов этой группы Арнольда Акберга, Пеэта Арена, Александера Кримса и Феликса Ранделя знакомят зрителя с авангардистским экспериментом 1920-х годов, охватившим также литературное и театральное сообщество Эстонии.

Важное место на выставке принадлежит тартускому объединению «Паллас», сыгравшему значительную роль в становлении национального самосознания и культуры Эстонии. Помимо художников, в «Паллас» входили писатели, архитекторы, искусствоведы и меценаты. В 1919 году стараниями этого объединения была открыта художественная школа «Паллас», которая стала первым в Эстонии учебным заведением, дававшим профессиональное образование в области изобразительного искусства.

Сильной стороной школы «Паллас» было необычайное разнообразие тем и художественных приемов. Ее яркими представителями являются живописцы — воспитанники школы: Эльмар Китс, Валериан Лойк, Рихард Сагритс и Рихард Уутмаа.

Из фондов Третьяковской галереи в экспозиции представлены произведения 1970–1980-х годов — пожалуй, одного из самых значительных и ярких периодов развития эстонского искусства. Это живописные полотна и графические листы таких авторов, как Малле Лейс, Рейн Таммик, Марью Мутсу, Велло Винн, Николай Кормашов, Юри Пальм, художников-супругов Айли и Тоомас Винт.

Разнообразие индивидуальностей художников, вступивших в XXI столетие со всем максимализмом и категоричностью молодости, демонстрируют работы из эстонских музеев и частных коллекций. Творчество художников-постконцептуалистов не укладывается в строгие схемы, но объединено стремлением к пересмотру традиций и конструированию иных художественных реальностей. Новое поколение эстонского искусства на выставке представляют Анна Шкоденко, Эне-Лийс Семпер, Ану Пыдер, Марге Монко, Денеш Фаркаш.

Экспозиция включает пять разделов, отражающих важнейшие тенденции и темы в искусстве Эстонии. В разделе «Классика» творчество одного из патриархов эстонского искусства Эдуарда Вийральта (1898–1954), повлиявшего на несколько поколений эстонских художников-графиков, экспонируется в диалоге с фотосерией «Не выходя из помещения» современного фотохудожника Кристы Мёльдер (род. 1972). Понятие «классика» рассматривается через тему и язык архива. Взаимодействие произведений мастеров разных поколений преобразует атмосферу выставочного зала, превращая его почти в сакральное, архивное пространство, наполненное множеством смыслов.

Море как символ и определяющий элемент географического пространства Эстонии является важнейшей темой в местном искусстве. Раздел «Маринистика, символ региона» представляет ее в разнообразии визуальных языков — от работ довоенного периода, трактующих взаимоотношения человека и природы в поэтическом ключе, до экспрессионистических решений, а также произведений послевоенной маринистики, выполненных в духе соцреализма. Современную трактовку морской тематики демонстрирует инсталляция Анны Шкоденко (род. 1986) «Кино темницы», состоящая из 12 черно-белых композиций, выполненных маслом на алюминиевых пластинах.

Раздел «Здесь и там» демонстрирует, как художники разных эпох выражали свои воззрения мнения о человеке и окружающем мире. Тему открывают представители кубизма и конструктивизма 1920-х годов — Арнольд Акберг (1894-1984), Александер Кримс (1893–1947) и Феликс Рандель (1901–1977), которые разрабатывали тему присутствия-отсутствия человека в городском пространстве. Искусство 1960-х годов рассматривается на примере группы художников «ANK ’64», которые известны, подчеркнуто романтическим образным языком, богатым деталями и символами. Влияние гиперреалистов в эстонском искусстве начинается в середине 1970-х годов и становится важнейшим художественным методом изображения окружающей среды. Представленные на выставке работы Андо Кесккюла (1950?2008) и Рейна Таммика (род. 1947) являют собой два течения местного гиперреализма: Кесккюла — это метадокументальная репрезентация заброшенной среды, а Таммик — постановочный фотореализм.

В разделе «Учитель и ученик» сопоставляется творчество двух легендарных художников — Эльмара Китса (1913–1972) и Юло Соостера (1924–1970). Это попытка исследовать новаторство в искусстве на примере работ учителя и ученика. И Китса, и Соостера можно рассматривать в качестве примера деятельности как в рамках советского художественного канона, так и вне его.

Раздел «Женщины-художницы: Малле Лейс, Ану Пыдер, Эне-Лийс Семпер, Марге Монко» — дает обобщение наиболее важных моментов развития «женского искусства» в современной Эстонии. Изобилующий символами образный язык Малле Лейс (1940–2017) вступает в дискуссию с традиционной репрезентацией женщины, одновременно подчеркивая и отрицая женские стереотипы. В работах Ану Пыдер (1947–2013) видно стремление художницы передать сложные психологические состояния, что обусловило поиск новых изобразительных средств, а также использование нетрадиционных материалов. Работа «WOW / Женщины всего мира, поднимите правую руку!» Марге Монко (род. 1976), синтезирующая инсталляцию и 3D-анимацию, рассказывает о вожделении и способах его конструирования на примере рекламных кампаний ювелирной фирмы. Из видеографии Эне-Лийс Семпер (род. 1969) — автора видео и перформансов, сценографа — для выставки была выбрана работа «Вылизанная комната», которая входила в экспозицию павильона Эстонии на 49-й Венецианской биеннале 2001 года.

Выставка «Поэтика рубежей…» позволяет достаточно полно представить сложный, противоречивый и наполненный интересными творческими открытиями и решениями этап художественной жизни и культуры Эстонии ХХ и начала XXI столетия.

Выставка проходит в Новой Третьяковке, Москва, Крымский Вал, 10, залы 80–82

www.museum.ru/N71466
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 23.02.2019  x    ?  


Свет Средиземноморья. Борис Карафёлов

Франческо Караччо "Безмолвный танец. Посвящение Карле Фраччи"

Выставка Русского музея в Испании "Русские художницы. На перекрестке традиций и авангарда"

Театрально-музыкальный марафон "Весь день - театр"

Аристократический портрет в России XVIII – начала XX века

Григорий Ингер «Мое детство»

Фестиваль Архнадзора в Галерее на Солянке

Выставка Русского музея в Испании "Святые, царицы, работницы. Образ женщины в русском искусстве"

XXIII международная научно-практическая конференция АДИТ-2019 «Цифровое развитие музеев»

Выставка моделей военной техники ко дню освобождения г. Курска

Экспозиция к 50-летию Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени

Выставка "Женский вкус" в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени

Агентство сингулярных исследований (Станислав Шурипа, Анна Титова). Flower power. Архив

Выставка «Коллекция изданий карело-финского эпоса «Калевала» в Музее-институте семьи Рерихов

Представление книги «Семь сонетов» в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Выставка Русского музея в Испании "Графика русских художниц из коллекции Кристины Гмуржинской"

Открытие зимней выставки тюльпанов и других весенних растений в Аптекарском огороде

Выставка «Сокровища императорского дворца Гугун. Эпоха процветания Китая в XVIII веке»

Павел Коган. Разрыв-травой, травою-повиликой… Представление книги

Выставка «Шестидесятники. Тюркский романтизм»

Олег Журавлёв. Отражённый свет

"Диалог цветов и листьев" в Музейном центре "Гамаюн"

Выставка ботанической живописи «Весна не за горами» в Аптекарском огороде

Конференция "Русская художественная культура XVIII века: цитаты, реплики, образцы"

Выставка «Нефть – кровь цивилизации» в Калининградском историко-художественном музее

Открытие выставки, посвященной 110-летию Александра Печерского

Выставка «Портрет героя» в Музее Героев

"Палитра ткани" - текстильные картины в Музейном центре "Гамаюн"

Андрей Воротилов. Хор

Выставка «Пересечения» в Суздальском кремле

"От бидермайера до модерна". В Калининграде открылась выставка антикварной мебели

Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru