26 февраля 2019 года в первом в Европе зарубежном филиале Государственного Русского музея в испанской Малаге откроются выставки "Святые, царицы, работницы. Образ женщины в русском искусстве", "Русские художницы. На перекрестке традиций и авангарда" и "Графика русских художниц из коллекции Кристины Гмуржинской". Европейские зрители смогут не только полюбоваться красотой и гармонией женских образов, но и увидеть, как от средневековья до ХХ века меняется роль женщины и отношение к ней в русском обществе и как на ее внешность, характер и деятельность влияют общественные события, мода, литература, искусство.
Годичная экспозиция "Святые, царицы, работницы. Образ женщины в русском искусстве" (26 февраля 2019 - 27 февраля 2020) представит около 180 произведений искусства XV - XX веков из собрания Русского музея: живопись, скульптура, иконы, костюмы. Посетители выставки увидят шедевры Владимира Боровиковского, Алексея Венецианова, Павла Федотова, Ивана Крамского, Василия Сурикова, Александра Головина, Бориса Кустодиева, Петра Кончаловского и др.
Посетители выставки увидят эволюцию изображения женщин в русском искусстве - это и первые изображения святых и мучениц на иконах и фресках, роскошные парадные портреты русских императриц, изображения крестьянок и портреты умных и независимых русских женщин с энтузиазмом осваивавших новые виды деятельности и в конечном итоге менявших свою судьбу и судьбу России. Представленные на выставке произведения второй половины XIX века и ясно очерчивают круг женской жизни, анализируют ее главные этапы: детство и отрочество, обручение и замужество, рождение детей и потерю мужа, воспитание внуков, иногда - одинокую старость. В объект пристального интереса превратился и женский труд во всем его многообразии, будь то работа белошвейки или вышивальщицы, прачки или разносчицы.
Изобразительное искусство России вдохновлялось теми же идеями, что и литература, поэтому женские образы выстраиваются в очевидные параллели с литературными персонажами и сюжетами известных русских писателей. Женский вопрос становился все более актуальным, в особенности его аспекты, связанные с трудом и образованием, с материнством и семейным правом. Именно эти проблемы лежали в основе романов Льва Толстого, Ивана Тургенева, Николая Чернышевского. Общество не осталось равнодушным к вопросу женской свободы. На экспозиции можно увидеть изображения курсисток Бестужевских курсов, давших толчок развитию женского образования, а в последствии и работниц, получивших равные права с мужчинами после февральской революции 1917 года. Между тем в конце XIX - начале XX века в фокусе внимания художников по-прежнему оставались женская внешность, все чаще - необычная, порой экзотическая красота и затейливые туалеты. Женский портрет сделался одним из ведущих жанров в изобразительных искусствах, а художники занялись, по выражению критиков, "исканием "некрасивой красоты". Превыше всего стала цениться индивидуальность, иными словами - личность. Сложные отношения складывались у новой власти с жанром ню, что отразилось в творчестве художников 1920-40-х. Несмотря на послабления в этом плане, случившиеся в конце 1950-х, даже в 1970-е изображение обнаженной натуры плохо укладывалось в каноны социалистического реализма и воспринималось как настоящий вызов. Образ русской женщины оставался противоречивым и порой трудноуловимым и в произведениях 1970-80-х, завершающих экспозицию.