НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка Русского музея в Испании "Русские художницы. На перекрестке традиций и авангарда"

26 февраля 2019Санкт-Петербург
Н.С. Гончарова. Велосипедист. 1913
Башкирцева М.К. Весна. 1884
Гончарова Н.С. Подсолнухи 1908
Серебрякова З.Е. Балетная уборная. Снежинки (балет Щелкунчик). 1923
Надежда Лермонтова. Портрет Пабло Казальса. 1913. Х.,м. 58 х 45.5
26 февраля 2019 года в первом в Европе зарубежном филиале Государственного Русского музея в испанской Малаге откроются выставки "Святые, царицы, работницы. Образ женщины в русском искусстве", "Русские художницы. На перекрестке традиций и авангарда" и "Графика русских художниц из коллекции Кристины Гмуржинской". Европейские зрители смогут не только полюбоваться красотой и гармонией женских образов, но и увидеть, как от средневековья до ХХ века меняется роль женщины и отношение к ней в русском обществе и как на ее внешность, характер и деятельность влияют общественные события, мода, литература, искусство.

На выставке "Русские художницы. На перекрестке традиций и авангарда" (26 февраля 2019 - 8 сентября 2020) отражающей вклад женщины в развитие отечественного искусства представлены 142 произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладное искусства XIX-XXI вв. Среди них - работы известных русских художниц Марии Башкирцевой, Зинаиды Серебряковой, Натальи Гончаровой, Анны Голубкиной, Ольги Розановой, Веры Мухиной.

Эпоха преобразований, начатая Петром Великим, дала толчок и развитию национального светского искусства. Однако в Императорскую Академию художеств, основанную в 1757 году в Петербурге, женщин не принимали до середины 1840-х годов. Многих детей дворян с детства учили рисовать, но профессиональные занятия искусством для них считались постыдным делом. Между тем до наших дней дошел натюрморт пастелью "Цветы" русской императрицы Марии Федоровны, исполненный в духе голландской традиции ХVII века, который можно увидеть на выставке. С 1842-го при Петербургской рисовальной школе для вольноприходящих существовало специальное Женское отделение. Новой тенденцией 1870-1880-х годов были неудовлетворенность женщин своим неравноправным положением в русском обществе, стремление получить образование за границей. На экспозиции можно увидеть произведения Марии Башкирцевой, художницы, которая приобрела известность благодаря участию в выставках Парижского Салона в 1880-е. Башкирцева писала сцены из современной жизни, тонкие по настроению пейзажи, но лучше всего независимый характер автора, озабоченность вопросами равноправия женщин нашли отражение в портретном творчестве. Художница прославилась во Франции, однако в России стала известна только через несколько лет после смерти. 1910-е годы, особенно вторая их половина, дали сложную картину развития национального искусства и активного участия в этом процессе женщин. Свободы разного рода, выдвигаемые в качестве достижений революции, были подхвачены феминистками, значение которых было велико уже с конца XIX века. В русское искусство вступила плеяда образованных и всесторонне одаренных художниц, таких как Ольга Розанова, Надежда Лермонтова, Любовь Попова - живописцев, графиков, поэтесс, художников театра, преподавателей, проектировщиков моды и текстиля, оформителей праздников.

Изобретательной в своих поисках нового языка живописи была Наталия Гончарова, во всех начинаниях поддерживавшая Михаила Ларионова. Ярко блеснули на эпатажных авангардных выставках Надежда Удальцова и Александра Экстер. По сути, именно художницы являлись инициаторами создания первого в России общества авангардистов "Союз молодежи".

Неоклассические тенденции для искусства России 1910-х годов - столь же характерное явление, как и развитие авангардных поисков. Ярчайшая представительница этого направления Зинаида Серебрякова именно тогда создала свои лучшие картины. На выставке можно увидеть и работы бывших воспитанниц художественной школы Елизаветы Званцевой в Петербурге Надежды Лермонтовой, Веры Жуковой, Софьи Дымшиц-Толстой.

1920-е годы представляли в искусстве столь же противоречивую по тенденциям картину, как и предшествующее десятилетие. Художники творили, несмотря на голод и разруху, царившие в стране в дни Гражданской войны. Наряду с экспериментами в поисках формы, живописцы много работали над образом "нового человека", общественной, производственной и сельскохозяйственной темами. Беспредметная живопись в начале 1920-х по-прежнему была привлекательна для молодежи, особенно для учениц Казимира Малевича и Михаила Матюшина, например, сестер Марии и Ксении Эндер. Любовь Попова, чьи произведения представлены на выставке, как и ряд ее коллег-конструктивистов, в начале 1920-х отказалась от станкового искусства в пользу "производственного" делания нужных гражданам социалистического общества вещей. В созданных ею проектах дамских платьев нашел отражение ее опыт художницы авангарда. К интересным достижениям советской моды тех лет принадлежат также проекты Экстер.

В 1930-е художницы разделили судьбу своих коллег-мужчин. Вмешательство коммунистической партии в дела искусства пагубно сказалось на его развитии. Новой власти нравился натуралистический реализм и в ряде случаев - идеализирующий реальность неоклассицизм. Инакомыслие преследовалось, а не смирившиеся обрекали себя на положение андеграунда.

Постсупрематическое начало свойственно экспрессивной живописи в серии автопортретов Марии Казанской. Одиночество, хрупкость внутреннего мира ощутимы в произведениях Татьяны Глебовой, последовательницы Павла Филонова. Как символ наступившего сурового времени воспринимаются созданные ею безлюдные пейзажи.

В 1950-60-е некоторые художницы уже начинали смелые эксперименты - задолго до перестроечного времени. Таков, например, религиозный беспредметный триптих Марии Элькониной "Композиция с крестами" в скульптуре, представленный на выставке. Но время расцвета неофициального искусства настало позже.

В 1980-1990-е годы женщины - скульпторы, живописцы и графики - были активно представлены в художественных союзах, на выставках и в публикациях. Наталия Нестерова, Ольга Булгакова выделялись метафоричностью своих произведений. Татьяна Назаренко, много работала и как живописец, и как автор скульптурных композиций. В начале 1990-х появилась серия работ "Русский дизайн" Ольги Флоренской, соосновательницы петербургской художественной группы "Митьки".

В 2000-е годы число женщин-участниц художественного процесса в России не уменьшилось. Диапазон тем, стилей и манер, используемый женщинами-художницами в нынешней России, чрезвычайно разнообразен, а картины, скульптуры, инсталляции художниц, работающих в разных жанрах и манерах, экспонируются в выставочных залах по всему миру.

www.museum.ru/N72192
Ваше мнение »»

»»Русский музей
Адрес:город Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 4
Проезд:Cт. м. "Невский проспект", "Гостиный двор"
Телефоны:(812) 314-8368, 595-4248, 314-3448
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 19.01.2025  x    ?  


Фестиваль "Пятницы в Пушкинском" 2025

Выставка «Зеленые дворцы» в Музее-заповеднике «Царицыно»

Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности

Выставка «Волшебник императорских театров Александр Головин» в Люксембурге

Магический сад. Выставка живописи Марии Дрезниной и мозаичной скульптуры Душаны Бравура

Музей-заповедник «Царское Село» завершил реставрацию Императорской фермы

Выставка «Традиции живая нить» учащихся ДХШ им. В.А. Серова в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Спасители. Пути спасения

Выставочный проект «Маршалы Победы: полководцы Великой Отечественной войны»

Прозрачность. Живопись и графика Бориса Смирнова-Русецкого

Выставка "Истовая / Неистовая" в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры

Плакаты военного Ленинграда на выставке в Музее А.В. Суворова

Рождение нового дня. Персональная выставка Ирины Степанченко: графика, береста, живопись

Выставка "Внимание! Говорит Ленинград! У микрофона поэтесса Ольга Берггольц"

Персональная выставка Петра Безрукова "50 + 1"

Презентация издания "Летопись Свято-Андреевского скита на Афоне. Первая часть"

Выставка «Игра в куклы» в Староладожском музее

Фотоавангард 1920-1930-х. Александр Родченко и его современники

Владимир Стерлигов. Елизавета Александрова. Путь к свету

Выставка «Освенцим. Правда» в Музее Победы

Арт-центр "Пушкинская-10" приглашает на первый вернисаж 2025 года

Дорога Победы Ивана Зубкова

Выставка "Русский императив" в Галерее Беляево

Художник Вадим Алексеевич Горбатов. От тундр до джунглей

Выставка «1905. Через призму искусства»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru