НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка Русского музея в Испании "Русские художницы. На перекрестке традиций и авангарда"

26 февраляСанкт-Петербург
Н.С. Гончарова. Велосипедист. 1913
Башкирцева М.К. Весна. 1884
Гончарова Н.С. Подсолнухи 1908
Серебрякова З.Е. Балетная уборная. Снежинки (балет Щелкунчик). 1923
Надежда Лермонтова. Портрет Пабло Казальса. 1913. Х.,м. 58 х 45.5
26 февраля 2019 года в первом в Европе зарубежном филиале Государственного Русского музея в испанской Малаге откроются выставки "Святые, царицы, работницы. Образ женщины в русском искусстве", "Русские художницы. На перекрестке традиций и авангарда" и "Графика русских художниц из коллекции Кристины Гмуржинской". Европейские зрители смогут не только полюбоваться красотой и гармонией женских образов, но и увидеть, как от средневековья до ХХ века меняется роль женщины и отношение к ней в русском обществе и как на ее внешность, характер и деятельность влияют общественные события, мода, литература, искусство.

На выставке "Русские художницы. На перекрестке традиций и авангарда" (26 февраля 2019 - 8 сентября 2020) отражающей вклад женщины в развитие отечественного искусства представлены 142 произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладное искусства XIX-XXI вв. Среди них - работы известных русских художниц Марии Башкирцевой, Зинаиды Серебряковой, Натальи Гончаровой, Анны Голубкиной, Ольги Розановой, Веры Мухиной.

Эпоха преобразований, начатая Петром Великим, дала толчок и развитию национального светского искусства. Однако в Императорскую Академию художеств, основанную в 1757 году в Петербурге, женщин не принимали до середины 1840-х годов. Многих детей дворян с детства учили рисовать, но профессиональные занятия искусством для них считались постыдным делом. Между тем до наших дней дошел натюрморт пастелью "Цветы" русской императрицы Марии Федоровны, исполненный в духе голландской традиции ХVII века, который можно увидеть на выставке. С 1842-го при Петербургской рисовальной школе для вольноприходящих существовало специальное Женское отделение. Новой тенденцией 1870-1880-х годов были неудовлетворенность женщин своим неравноправным положением в русском обществе, стремление получить образование за границей. На экспозиции можно увидеть произведения Марии Башкирцевой, художницы, которая приобрела известность благодаря участию в выставках Парижского Салона в 1880-е. Башкирцева писала сцены из современной жизни, тонкие по настроению пейзажи, но лучше всего независимый характер автора, озабоченность вопросами равноправия женщин нашли отражение в портретном творчестве. Художница прославилась во Франции, однако в России стала известна только через несколько лет после смерти. 1910-е годы, особенно вторая их половина, дали сложную картину развития национального искусства и активного участия в этом процессе женщин. Свободы разного рода, выдвигаемые в качестве достижений революции, были подхвачены феминистками, значение которых было велико уже с конца XIX века. В русское искусство вступила плеяда образованных и всесторонне одаренных художниц, таких как Ольга Розанова, Надежда Лермонтова, Любовь Попова - живописцев, графиков, поэтесс, художников театра, преподавателей, проектировщиков моды и текстиля, оформителей праздников.

Изобретательной в своих поисках нового языка живописи была Наталия Гончарова, во всех начинаниях поддерживавшая Михаила Ларионова. Ярко блеснули на эпатажных авангардных выставках Надежда Удальцова и Александра Экстер. По сути, именно художницы являлись инициаторами создания первого в России общества авангардистов "Союз молодежи".

Неоклассические тенденции для искусства России 1910-х годов - столь же характерное явление, как и развитие авангардных поисков. Ярчайшая представительница этого направления Зинаида Серебрякова именно тогда создала свои лучшие картины. На выставке можно увидеть и работы бывших воспитанниц художественной школы Елизаветы Званцевой в Петербурге Надежды Лермонтовой, Веры Жуковой, Софьи Дымшиц-Толстой.

1920-е годы представляли в искусстве столь же противоречивую по тенденциям картину, как и предшествующее десятилетие. Художники творили, несмотря на голод и разруху, царившие в стране в дни Гражданской войны. Наряду с экспериментами в поисках формы, живописцы много работали над образом "нового человека", общественной, производственной и сельскохозяйственной темами. Беспредметная живопись в начале 1920-х по-прежнему была привлекательна для молодежи, особенно для учениц Казимира Малевича и Михаила Матюшина, например, сестер Марии и Ксении Эндер. Любовь Попова, чьи произведения представлены на выставке, как и ряд ее коллег-конструктивистов, в начале 1920-х отказалась от станкового искусства в пользу "производственного" делания нужных гражданам социалистического общества вещей. В созданных ею проектах дамских платьев нашел отражение ее опыт художницы авангарда. К интересным достижениям советской моды тех лет принадлежат также проекты Экстер.

В 1930-е художницы разделили судьбу своих коллег-мужчин. Вмешательство коммунистической партии в дела искусства пагубно сказалось на его развитии. Новой власти нравился натуралистический реализм и в ряде случаев - идеализирующий реальность неоклассицизм. Инакомыслие преследовалось, а не смирившиеся обрекали себя на положение андеграунда.

Постсупрематическое начало свойственно экспрессивной живописи в серии автопортретов Марии Казанской. Одиночество, хрупкость внутреннего мира ощутимы в произведениях Татьяны Глебовой, последовательницы Павла Филонова. Как символ наступившего сурового времени воспринимаются созданные ею безлюдные пейзажи.

В 1950-60-е некоторые художницы уже начинали смелые эксперименты - задолго до перестроечного времени. Таков, например, религиозный беспредметный триптих Марии Элькониной "Композиция с крестами" в скульптуре, представленный на выставке. Но время расцвета неофициального искусства настало позже.

В 1980-1990-е годы женщины - скульпторы, живописцы и графики - были активно представлены в художественных союзах, на выставках и в публикациях. Наталия Нестерова, Ольга Булгакова выделялись метафоричностью своих произведений. Татьяна Назаренко, много работала и как живописец, и как автор скульптурных композиций. В начале 1990-х появилась серия работ "Русский дизайн" Ольги Флоренской, соосновательницы петербургской художественной группы "Митьки".

В 2000-е годы число женщин-участниц художественного процесса в России не уменьшилось. Диапазон тем, стилей и манер, используемый женщинами-художницами в нынешней России, чрезвычайно разнообразен, а картины, скульптуры, инсталляции художниц, работающих в разных жанрах и манерах, экспонируются в выставочных залах по всему миру.

www.museum.ru/N72192
Ваше мнение »»

»»Государственный Русский музей
Адрес:город Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 4
Проезд:Cт. м. "Невский проспект", "Гостиный двор"
Телефоны:(812) 314-8368, 595-4248, 314-3448
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 25.05.2019  x    ?  


500 лет Тульскому кремлю. Выставка в Государственном историческом музее

День Петра Великого в Коломенском

Презентация проекта «Мой Достоевский. Музей создается людьми»

«Тридцать три звука» на площади у Манежа, С.-Петербург

Работы М. Шагала и К. Малевича вновь на постоянной экспозиции Русского музея в корпусе Бенуа

Программа работы ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках фестиваля "Интермузей-2019"

Российской национальной библиотеке - 224 года!

Юдзи Хирацука. Жизнь в эпоху Гэндай

Студия Grame. Звук вокруг

Бахрушинский музей привезет на "Интермузей" четырехметрового носорога

Валерий Пчелин и Игорь Михайленко. Священный лес

Андрей Топунов. Программируемая графика

В северной столице Коломенское покажет шедевры миниатюрной иконописи

Персональная выставка Юрия Юрасова «Русский проект»

"Магический хрусталь" в Государственном комплексе "Дворец конгрессов"

Праздничная программа Государственного исторического музея ко Дню защиты детей

Музей АРТ4 представляет выставку "Идеальная коллекция"

Поэтический флешмоб «Павловск. Сирень»

Витольд Крассовски. Во все глаза

Фотоэстафета. От Родченко до наших дней. Выставка в Ярославском художественном музее

Выставка «Из истории женского движения в России» в Музее Серебряного века

Путями Н.К. Рериха. Псковское ожерелье

Музеи Московского Кремля примут участие в Garage Art Book Fair

„Богатырь” из Абрамцева. К 150-летию со дня рождения Андрея Мамонтова (1869–1891)

Дивное дикое поле. Выставка в Доме-музее скульптора-академика А.М. Опекушина

Выставка «Мосты, объединяющие нас» в Саратовском областном музее краеведения

«Дело мастера боится» - выставка работ сибирских мастеров художественной обработки дерева

Выставка «Санкт-Петербургская губерния в фотографиях 1860-1910-х годов» из собрания Русского музея

Фотовыставка «Счастье, проходящее мимо» в Художественном музее Алтайского края

Выставка «Пастор и Книга» в Музее истории религии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru