26 февраля 2019 года в первом в Европе зарубежном филиале Государственного Русского музея в испанской Малаге откроются выставки "Святые, царицы, работницы. Образ женщины в русском искусстве", "Русские художницы. На перекрестке традиций и авангарда" и "Графика русских художниц из коллекции Кристины Гмуржинской". Европейские зрители смогут не только полюбоваться красотой и гармонией женских образов, но и увидеть, как от средневековья до ХХ века меняется роль женщины и отношение к ней в русском обществе и как на ее внешность, характер и деятельность влияют общественные события, мода, литература, искусство.
Третья выставка "Графика русских художниц из коллекции Кристины Гмуржинской" (26 февраля 2019 - 8 сентября 2020), открывающаяся в филиале Русского музея в Малаге, является в немалой степени продолжением и расширением темы "В гостях у Русского музея". В экспозицию "Графика русских художниц из коллекции Кристины Гмуржинской" вошли 26 произведений знаменитых представительниц отечественного искусства 1900-30-х. Среди них Елена Гуро, Соня Делоне, Ольга Розанова, Любовь Попова, Надежда Удальцова, Наталья Гончарова, Александра Экстер.
Антонина Гмуржинска (1926-1986) была одним из первых западных коллекционеров, проявивших глубокий и серьезный интерес к русскому искусству первых десятилетий ХХ века. Ее коллекция была прекрасно известна ценителям искусства, и произведения из ее состава нередко экспонировались в разных странах, публиковались в книгах, каталогах и альбомах.Дело, начатое Антониной Гмуржинской, вот уже несколько десятилетий продолжает ее дочь, Кристина. За эти годы коллекция разрослась и пополнилась произведениями, которые не были доступны в 1950 - 70-е годы, когда русское искусство собирала Антонина Гмуржинска.
Тема "Женщины-художницы в России" не составляет специального раздела в этой коллекции. Однако в собрании Кристины Гмуржинской есть редко встречающиеся в других коллекциях произведения таких художников, как Елена Гуро, Ксения и Мария Эндер, Анастасия Ахтырко. Некоторые художницы, например, Антонина Софронова, представлены целым циклом произведений, известным единичными графическими листами в других собраниях. Многие работы из коллекции Гмуржинской открывают неизвестные страницы в творческих биографиях знаменитых мастеров. Так, в последние несколько лет своей жизни Казимир Малевич работал над оформлением архитектурных сооружений. Одной из его верных учениц и помощниц была Анна Лепорская. Вместе с ней Малевич создал проект оформления Красного театра в Ленинграде (1931-1932). Идея художника состояла в абсолютно новом беспредметном подходе к декорированию общественных пространств. Эскизы оформления Красного театра из коллекции Гмуржинской вместе с произведениями из собрания Русского музея - важнейшие иллюстрации того, как могли бы выглядеть его интерьеры, если бы проект был реализован.