Новая экспозиция исторических полотен открылась в зале № 54 Михайловского дворца. Вместо известной картины И.Е. Репина «Торжественное заседание Государственного совета…», отправленной на выставку в Третьяковскую галерею, посетители смогут увидеть картины художников второй половины XIX века на сюжеты истории допетровской Руси. Ранее эти произведения лишь изредка демонстрировались на временных выставках. Ознакомиться с рядом важнейших эпизодов русской истории, изображённых П. Чистяковым, А. Литовченко, А. Новоскольцевым, К. Маковским и В. Верещагиным, можно будет на постоянной экспозиции в часы работы музея.
Павел Чистяков на своей картине «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому» (1861) изобразил, казалось бы, малозначительный эпизод борьбы за великое княжение. Однако именно он положила начало длительному и кровавому периоду междоусобиц и насилия, в ходе которого оба князя Василия были ослеплены и потому и стали «Косым» и «Темным».
Сложная и противоречивая фигура Ивана Грозного всегда привлекала русских художников: Григория Угрюмова, Вячеслава Шварца, Василия Пукирева, Илью Репина, Виктора Васнецова, Ивана Пелевина. На экспозиции можно увидеть картины, запечатлевшие Ивана IV Васильевича в последние годы его правления. На создание полотна «Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву» (1875) Григория Седова вдохновил один из эпизодов постановки московского Малого театра «Василиса Мелентьева» по одноименной драме Александра Островского. Художник изобразил тот роковой момент, когда героиня – шестая жена царя – в сонном забытьи произносит имя своего возлюбленного в присутствии Ивана Грозного.
На картине Александра Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею» (1875) можно увидеть британского дипломата, занимавшего важное положение при русском дворе в качестве поставщика военных припасов из Англии. Постаревший царь, стремясь продемонстрировать, что его богатство и могущество не поколебали тяжелые внутри- и внешнеполитические неудачи, привел англичанина под своды кремлевской сокровищницы.
Темой полотна Александра Новоскольцева «Последние минуты митрополита Филиппа» (1889) стала трагическая судьба святителя Русской православной церкви, смело обличавшего Ивана Грозного в преступлениях и требовавшего прекращения массовых пыток и казней. Низложив митрополита посредством козней и наветов, его заключили в Тверской Отроч монастырь, где он был задушен опричником Малютой Скуратовым.
В историческом романе Алексея Толстого «Князь Серебряный», также посвященном эпохе Ивана Грозного, описывается «поцелуйный обряд» в доме опального боярина Дружины Морозова. Жены в ту пору вели затворнический образ жизни, практически не выходя из своих покоев. Согласно традиции, молодая жена Морозова Елена обязана была выйти к гостям - посторонним мужчинам - в праздничном одеянии и поцеловать каждого, предварительно поднеся ему на подносе чарку вина. Если при этом жена каким-то образом проявляла эмоции, даже если на ее щеках просто появлялся румянец – муж мог заподозрить ее в неверности. Именно эту сцену и можно увидеть на картине «Поцелуйный обряд» (1895) Константина Маковского.
Полотно Василия Верещагина «Осада Троице-Сергиевой лавры» (1891) запечатлело одну из страниц горького периода в истории нашей Родины – Смутного времени. Почти шестнадцать месяцев в 1608-1610-м продолжалась осада монастыря войсками Лжедмитрия II. Лавра была не только важнейшим религиозным центром и обладательницей крупной сокровищницы, но и мощной военной крепостью. Поэтому, несмотря на все усилия захватчиков, монастырь не пал, став воодушевляющим примером стойкости для всей истерзанной распрями страны.
Картина «Торжественное заседание Государственного совета…» вернётся на прежнее место к открытию выставки И.Е. Репина в Русском музее 3 октября 2019-го.