НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Новая экспозиция исторических полотен в Михайловском дворце

5 марта 2019Санкт-Петербург
В.П. Верещагин. Осада Троице-Сергиевой лавры. 1891. Х., м. 282 х 458.ГРМ
К.Е. Маковский. Поцелуйный обряд. 1895. Холст, масло. 330 х 500
П.П.Чистяков. Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому. 1861
Новая экспозиция исторических полотен открылась в зале № 54 Михайловского дворца. Вместо известной картины И.Е. Репина «Торжественное заседание Государственного совета…», отправленной на выставку в Третьяковскую галерею, посетители смогут увидеть картины художников второй половины XIX века на сюжеты истории допетровской Руси. Ранее эти произведения лишь изредка демонстрировались на временных выставках. Ознакомиться с рядом важнейших эпизодов русской истории, изображённых П. Чистяковым, А. Литовченко, А. Новоскольцевым, К. Маковским и В. Верещагиным, можно будет на постоянной экспозиции в часы работы музея.

Павел Чистяков на своей картине «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому» (1861) изобразил, казалось бы, малозначительный эпизод борьбы за великое княжение. Однако именно он положила начало длительному и кровавому периоду междоусобиц и насилия, в ходе которого оба князя Василия были ослеплены и потому и стали «Косым» и «Темным».

Сложная и противоречивая фигура Ивана Грозного всегда привлекала русских художников: Григория Угрюмова, Вячеслава Шварца, Василия Пукирева, Илью Репина, Виктора Васнецова, Ивана Пелевина. На экспозиции можно увидеть картины, запечатлевшие Ивана IV Васильевича в последние годы его правления. На создание полотна «Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву» (1875) Григория Седова вдохновил один из эпизодов постановки московского Малого театра «Василиса Мелентьева» по одноименной драме Александра Островского. Художник изобразил тот роковой момент, когда героиня – шестая жена царя – в сонном забытьи произносит имя своего возлюбленного в присутствии Ивана Грозного.

На картине Александра Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею» (1875) можно увидеть британского дипломата, занимавшего важное положение при русском дворе в качестве поставщика военных припасов из Англии. Постаревший царь, стремясь продемонстрировать, что его богатство и могущество не поколебали тяжелые внутри- и внешнеполитические неудачи, привел англичанина под своды кремлевской сокровищницы.

Темой полотна Александра Новоскольцева «Последние минуты митрополита Филиппа» (1889) стала трагическая судьба святителя Русской православной церкви, смело обличавшего Ивана Грозного в преступлениях и требовавшего прекращения массовых пыток и казней. Низложив митрополита посредством козней и наветов, его заключили в Тверской Отроч монастырь, где он был задушен опричником Малютой Скуратовым.

В историческом романе Алексея Толстого «Князь Серебряный», также посвященном эпохе Ивана Грозного, описывается «поцелуйный обряд» в доме опального боярина Дружины Морозова. Жены в ту пору вели затворнический образ жизни, практически не выходя из своих покоев. Согласно традиции, молодая жена Морозова Елена обязана была выйти к гостям - посторонним мужчинам - в праздничном одеянии и поцеловать каждого, предварительно поднеся ему на подносе чарку вина. Если при этом жена каким-то образом проявляла эмоции, даже если на ее щеках просто появлялся румянец – муж мог заподозрить ее в неверности. Именно эту сцену и можно увидеть на картине «Поцелуйный обряд» (1895) Константина Маковского.

Полотно Василия Верещагина «Осада Троице-Сергиевой лавры» (1891) запечатлело одну из страниц горького периода в истории нашей Родины – Смутного времени. Почти шестнадцать месяцев в 1608-1610-м продолжалась осада монастыря войсками Лжедмитрия II. Лавра была не только важнейшим религиозным центром и обладательницей крупной сокровищницы, но и мощной военной крепостью. Поэтому, несмотря на все усилия захватчиков, монастырь не пал, став воодушевляющим примером стойкости для всей истерзанной распрями страны.

Картина «Торжественное заседание Государственного совета…» вернётся на прежнее место к открытию выставки И.Е. Репина в Русском музее 3 октября 2019-го.

www.museum.ru/N72267
Ваше мнение »»

»»Русский музей
Адрес:город Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 4
Проезд:Cт. м. "Невский проспект", "Гостиный двор"
Телефоны:(812) 314-8368, 595-4248, 314-3448
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 19.01.2025  x    ?  


Фестиваль "Пятницы в Пушкинском" 2025

Выставка «Зеленые дворцы» в Музее-заповеднике «Царицыно»

Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности

Выставка «Волшебник императорских театров Александр Головин» в Люксембурге

Магический сад. Выставка живописи Марии Дрезниной и мозаичной скульптуры Душаны Бравура

Музей-заповедник «Царское Село» завершил реставрацию Императорской фермы

Выставка «Традиции живая нить» учащихся ДХШ им. В.А. Серова в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Спасители. Пути спасения

Выставочный проект «Маршалы Победы: полководцы Великой Отечественной войны»

Прозрачность. Живопись и графика Бориса Смирнова-Русецкого

Выставка "Истовая / Неистовая" в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры

Плакаты военного Ленинграда на выставке в Музее А.В. Суворова

Рождение нового дня. Персональная выставка Ирины Степанченко: графика, береста, живопись

Выставка "Внимание! Говорит Ленинград! У микрофона поэтесса Ольга Берггольц"

Персональная выставка Петра Безрукова "50 + 1"

Презентация издания "Летопись Свято-Андреевского скита на Афоне. Первая часть"

Выставка «Игра в куклы» в Староладожском музее

Фотоавангард 1920-1930-х. Александр Родченко и его современники

Владимир Стерлигов. Елизавета Александрова. Путь к свету

Выставка «Освенцим. Правда» в Музее Победы

Арт-центр "Пушкинская-10" приглашает на первый вернисаж 2025 года

Дорога Победы Ивана Зубкова

Выставка "Русский императив" в Галерее Беляево

Художник Вадим Алексеевич Горбатов. От тундр до джунглей

Выставка «1905. Через призму искусства»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru