НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Цикл лекций-бесед А.К. Якимовича «Страницы истории мирового искусства» в НИИ РАХ

c 14 февраля по 30 апреля 2019Москва
Выставочные залы и Президиум Российской Академии художеств. Фасад здания
НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств приглашает Вас на курс открытых бесплатных лекций-бесед академика Российской академии художеств Александра Якимовича «Страницы истории мирового искусства.От Возрождения до начала двадцатого века».

Лекции-беседы будут проходить по четвергам в аудитории №8 НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21). Начало лекций в 17:00.

Приглашаем всех желающих. Вход свободный, без предварительной регистрации.

Начало курса: февраль – апрель 2019 года.

Продолжение курса: октябрь – декабрь 2019 года.

Завершение курса: февраль – апрель 2020 года.

Все изменения во времени или программе лекций будут публиковаться на сайте Российской академии художеств - rah.ru. Следите за анонсами!

Александр Клавдианович Якимович – искусствовед, автор более двухсот работ по проблемам истории искусства и современной художественной культуры. Доктор искусствоведения (1998). Академик РАХ (2007). Вице-президент АИС (с 2002), член Правления АИС. Исследователь, теоретик, популяризатор, автор многочисленных публикаций о проблемах искусства от Возрождения до двадцатого века начинает подводить итоги и обобщать свою творческую и научную деятельность. Курс резюмирует все те книги и статьи по истории искусства, которые накопились в багаже ученого за 40 лет работ

Темы занятий:

1. Введение. Художественная культура Нового времени. «Бесстрашный реализм» как принцип искусства. Полнота бытия как предмет познания в новом искусстве. Эксперимент как образ мышления и творческая стратегия. «Онтологический восторг» как основа художественной культуры Нового времени.

2. Перелом от Средневековья к Возрождению. Джотто и Мазаччо. Большой прорыв в пластике: Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча. Францисканская картина мира – рычаг и опора новой культуры. Упоенное разглядывание сложной реальности – открытие нового искусства. Мир как загадка, зрелище и предмет созерцания

3. Сказки, мечты, фантазии как новая реальность. Уччелло, Фра Анжелико, Филиппо Липпи – первые опыты «социального приручения » искусства. Чудесное в недрах повседневности: легкокрылая философия Пьеро делла Франческа. «Дух истории», лиризм и прелесть обыденной жизни: Мантенья. Разноликий Боттичелли и проблема креативного аутизма. Анатомия страданий у Синьорелли. Венецианские чудеса Джамбеллино и Джорджоне. Широта смысловых регистров Раннего Возрождения.

4. Революция Ренессанса и его движение к бесстрашному реализму. Новая антропологическая основа культуры: «человек беспокойный». Первое поколение гуманистов: от Петрарки к Пико делла Мирандола. От наивного человекопоклонства к опасным прозрениям судеб человеческих. Бесстрашная мысль Маккиавелли. Новое слово Монтеня и Рабле.

5. Титаны Возрождения. Леонардо да Винчи и принцип «ненасытного познания.» Светотень – психологический инструмент художника-исследователя. Микеланджело как архетип «опасного новатора». Мир на грани катастрофы и беспощадные истины как предмет искусства. Феномен экспериментаторства Высокого и Позднего Возрождения и его последствия.

6. Нидерландское искусство в поисках «благоговейной онтологии». Ян ван Эйк и параметры земного рая. Эсхатология Босха между адом и раем. Мироздание Брейгеля. От саркастической антропологии к новому единству бесконечного бытия. Нидерландский феномен «экспериментальной религиозности»: от адамитов к пантеизму.

7. Семнадцатый век на Севере и Юге. Вольнодумец Рембрандт и его «Ночной дозор». Новая реальность нового искусства: человек в безбрежном мире без надежной опоры. Отвага без пафоса: испанскость Веласкеса. Праздник элиты -- первый этап в его портретном искусстве. Диагностика элиты – финал творчества Веласкеса. Идеология «испанского мира» и философия терпимости – коллизия испанской культуры. Роль стоицизма в жизни и искусстве. Проблема «достоинства отверженных» в портретах инвалидов и шутов.

8. Восемнадцатый век. Эмансипация духа. Эпикурейская революция Ватто. Устои дома своего в эпоху разгула Просвещения: Шарден. Поиски человечных начал между идеологическими платформами абсолютизма и просвещения. Философия «естественного человека»: шкала альтернативного сознания в преддверии революционного гнева. Классицизм как орудие и оружие освобождения. Давид - пропагандист и диагност революции

9. Преображение Гойи. От милых забав к антропологическому апокалипсису. Гоголь перед лицом парадоксов эпохи. Главные открытия романтизма: опасность высоких идей. Диагностика времени у Гёте. Уроки революций в культуре Запада и России. Реализация «высоких идей» и проблема «идеологического неистовства» революционной эпохи.

10. Малый архитектурный экскурс. Новое инженерное строительство и проблема «смены отцов». Металлоконструкции в постройках США и Франции. Первые проблески нового урбанизма и его смыслы. Всемирные выставки девятнадцатого века – бастионы идеологических мифов и лаборатории революционных принципов. Инженерия как способ отказа от идеологичности и путь приближения к «стихии жизни».

11. От Курбе к Мане. Курс на преодоление идеологии. Онтологические основы импрессионизма. Искусство по ту сторону нравоучений: Дега и Тулуз-Лотрек. Космологические смыслы в искусстве Сезанна и ван Гога. Очнулось ли французское искусство от идеологического гипноза?

12. Реалистическая живопись России. Идеологические мифы и истины живописной ткани. От Федотова к Репину и Сурикову. Толстой, Достоевский и Чехов: диагностика цивилизации. «Онтологизм письма» в идейной литературе и идейно заряженной живописи.

13. Молодой Пикассо и творческая философия очистительного варварства в Европе и России. «Испанская ярость» как исторический факт и как орудие художника. Коварная игра с классическими реминисценциями: имитация как пародия. «Возрождение первобытности» в России и Европе (В.Прокофьев). О смыслах кубизма и посланиях примитивизма.

14. Вторая версия раннего авангарда: интеллектуализм, философичность, культуртрегерство молодого Кандинского. «Другая реальность» в мысли Ницше, Владимира Соловьева, Рильке. Мифология «третьего пришествия» в культуре и искусстве. Преображенная реальность абстракции в перспективе «философии жизни»

15. Футуризм в России и Италии. От бунтарства Маринетти к «криминальному дискурсу» в творчестве раннего Маяковского. Гордый всёк Зданевич, или перспективы радикального Большого отказа. Революция без берегов – продолжение «безграничной онтологичности» Нового времени. Откуда вообще взялся этот Дюшан? Авангард – законный или незаконный наследник бесстрашного реализма Нового времени?

Телефоны для справок: +7 495 637-31-76; +7 495 637-42-91

www.museum.ru/N72382
Ваше мнение »»

»»Выставочные залы Российской академии художеств
Адрес:город Москва, ул. Пречистенка, 21
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", выход на Гоголевский бульвар, тролл. № 15, авт. №№ 5, 15 до ост. "Академия художеств"
Телефоны:(495) 637-4150, 637-4771
сайт:rah.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, конференции

важные события  x    ?  

новости от 16.01.2025  x    ?  


Выставка «Дипломатическая деятельность А.С. Грибоедова. Кавказ - Персия» в Хмелите

Фестиваль "Пятницы в Пушкинском" 2025

Выставка «Зеленые дворцы» в Музее-заповеднике «Царицыно»

Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности

Выставка «Волшебник императорских театров Александр Головин» в Люксембурге

Музей-заповедник «Царское Село» завершил реставрацию Императорской фермы

Выставка «Традиции живая нить» учащихся ДХШ им. В.А. Серова в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Спасители. Пути спасения

Выставочный проект «Маршалы Победы: полководцы Великой Отечественной войны»

Персональная выставка Петра Безрукова "50 + 1"

Владимир Мартиросов. Траектории ощущений

Выставка «Игра в куклы» в Староладожском музее

Фотоавангард 1920-1930-х. Александр Родченко и его современники

Владимир Стерлигов. Елизавета Александрова. Путь к свету

Выставка «Освенцим. Правда» в Музее Победы

Арт-центр "Пушкинская-10" приглашает на первый вернисаж 2025 года

Выставка живописи Олега Жидкова «Россия праздничная» в Угличе

Дорога Победы Ивана Зубкова

Выставка «1905. Через призму искусства»

Ветхий Завет. Взгляд XXI века

Выставка "Русский императив" в Галерее Беляево

Неомодернизм Владимира Паршина

Выставка "Коллаж" в Городском выставочном зале Петрозаводска

Художник Вадим Алексеевич Горбатов. От тундр до джунглей

Юбилейная выставка графики Николая Воронкова в Российской академии художеств

Выставка «Другие города» в Новосибирском художественном музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru