19 июня в Садовом вестибюле Михайловского дворца открывается выставка «Анна Ахматова. К 130-летию со дня рождения». Экспозиция включает в себя шесть живописных, графических и скульптурных портретов Анны Ахматовой из собрания Русского музея, созданных современниками поэтессы.
11 июня 2019 года исполняется 130 лет со дня рождения великой поэтессы Анны Андреевны Ахматовой. Русский музей обладает небольшой, но весьма значительной коллекцией ее прижизненных изображений. Они сохраняют очарование ее непосредственного присутствия и позволяют воссоздать ее облик на разных этапах жизни. Эти портреты рассказывают о том, какой видели Ахматову современники. На выставке будут представлены работы Н.И. Альтмана, Н.Я. Данько, Е.Я. Данько, В.П. Белкина, К.С. Петрова-Водкина, Н.А. Тырсы, И.Л. Слонима.
В 1910-е годы - время взлета ранней славы Ахматовой. Тогда она была законодательницей мод, ее стиль был предметом восторженного подражания. В 1913 году портрет Ахматовой написал Натан Альтман. Созданный им образ, утонченный и хрупкий, но в то же время полный внутренней силы, стал одним из символов серебряного века с его культом стиля и тревожными предгрозовыми предчувствиями.
Портрет, созданный в 1922 году Кузьмой Петровым-Водкиным, - памятник другой эпохе. Пестрый мир петербургской богемы развеян войной и революцией - расстрелян Николай Гумилев, первый муж Ахматовой, покидают Россию ее друзья. И все же 1922 год был для нее временем творческого расцвета и широкого общественного признания. Если Альтман в своей картине создал икону стиля, то Петров-Водкин лишает образ примет моды - он стирает все случайные черты ее облика. Тревожное и строгое лицо словно противостоит безжалостному ветру времени.
С середины 20-х годов Ахматова жила в Фонтанном доме (Шереметевский дворец на набережной Фонтанки), в квартире своего третьего мужа Николая Пунина - искусствоведа и критика, видного деятеля русского авангарда. С его художественным окружением связано несколько портретов Ахматовой. Это и виртуозные, эмоционально напряженные рисунки Николая Тырсы, и фарфоровая статуэтка сестер Данько, выпущенная Ленинградским фарфоровым заводом.
Первоначальный вариант портрета, созданного Вениамином Белкиным, был написан в 1924 году, но позже автор продолжил работу и закончил его уже в 1941. Датировка портрета включает в себя самые трагические годы биографии Ахматовой: в 1925-1939 её произведения не издавались, в 1938 году, в разгар сталинских репрессий, был арестован ее сын Лев Гумилев. "Судьба ничем не обошла меня. Все, что может человек испытать, все выпало на мою долю", - говорила она о себе. Нерукотворным памятником, который создала себе Ахматова, были не только ее стихи, но и вся ее жизнь, её внешний облик. Она творила искусство и олицетворяла его, была не только поэтом, но и музой. В галерее ее портретов отразились история России в ХХ веке и судьба русского искусства.
Выставка продлится до 26 августа.