НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Экспозиция "Абрамцево. Искусство XX века"

11 октября 2019Московская область
Здание отдела ''Абрамцево. Искусство XX века''
Посещение усадьбы «Абрамцево» должно сопровождаться открытиями. Таков закон заповедного пространства, и приезжая в Абрамцево, гость, путешественник, паломник помнит великие имена С.Т. Аксакова, Н.В. Гоголя, И.Е. Репина, В.Д. Поленова, В.А. Серова, М.А. Врубеля и ― чаще всего ― не помышляет увидеть произведения «громких» и «тихих» бубновых валетов или художников второй волны русского авангарда, к примеру, А.А. Лабаса. Эти художественные богатства сосредоточены в белом каменном здании «советского классицизма», построенном в усадьбе в конце 1930-х годов. Здание часто принимают за Аксаковский дом, потому, вероятно, что крепко и твёрдо стоит оно на мемориальной абрамцевской земле.

Мы говорим «белое здание», или «белый дом», — подразумеваем экспозицию «Абрамцево. Искусство XX века». Экспозицию со строгой структурой, построенную на хронологическом принципе, с обозначенными разделами. Пугаться не стоит, скучно не будет.

«Бубновый валет», а что связывает «бубновых валетов» (художников объединения «Бубновый валет») с Абрамцевом? Очевидно, «дачная» жизнь ― свободная, размеренная, лирическая. Всю первую половину XX века Пётр Кончаловский, Илья Машков, Аристарх Лентулов, Василий Рождественский, Роберт Фальк, создатели общества, приезжали в это творчески намоленное место. Писали этюды, картины, «приправленные» новой французской живописью, но всё же «насквозь русские». Иначе в Абрамцеве быть не могло.

«Романтический монтаж», и монтаж как система сцепления в образное целое самостоятельно значимых элементов и деталей, а в пространстве экспозиции — произведений разнокачественных и стилистически неоднородных. Так, художников АХРРа, следующих передвижническим традициям русской живописи, и ОСТа, находящихся под влиянием «нового» западноевропейского искусства, объединяет ощущение картины как сложной стратегии пространства. Парадоксально, но в камерных, большей частью, работах конца 1920-х — начала 1930-х годов Александра Щипицына, Надежды Удальцовой, Петра Вильямса, других художников живёт большое пространство. В этом пространстве — соединение широты образных обобщений и утончённости живописного языка, которым передаются не столько подробности бытия, сколько внутренняя вибрация жизни.

«Ново-Абрамцево». С 1933 года Московский Союз художников начинает строительство дачного поселка на высоком берегу Вори в нескольких километрах от усадьбы С.Т. Аксакова. Так создаётся Дачно-садовый кооператив, или творческий коллектив художников «Ново-Абрамцево». А поселятся в Абрамцеве советские художники: Б.В. Иогансон, В.И. Мухина, И.Э. Грабарь, Б.Д. Королёв, И.И. Машков, Е.А. Кацман, С.Д. Тавасиев, Д.А. Шмаринов, П.А. Радимов. Гигантское, героическое содержание обязывало художников писать вещи эпические. Но живописность, создающая «своё толкование мира в образе», невозможна без камерности и поэзии. Без них невозможен и героизм. И все без исключения «редкостные эпохи расцвета самых высоких идеалов» лелеяли странную человеческую способность быть самим собой. Материал раздела интересен камерными, этюдными пластическими опытами — размышлениями больших советских художников.

«Поэзия повседневности». В русском искусстве неизбывна живописная традиция поэтического, лирического прочтения мира. Это наиболее рельефно отразилось в живописи 1940-х — 1950-х годов. Позади «авангардные времена» переустройства жизни искусством. Теперь сама жизнь и её каждодневность, а также мир отдельного человека стали темой живописи. Натюрморты, портреты, пейзажи — основные жанры этого времени. Пейзажи И.Э. Грабаря, В.В. Рождественского, И.И. Машкова, Р.Р. Фалька, Б.В. Иогансона, Н.А. Соколова — «портреты места» и фиксация некоего состояния природы. Лирическая составляющая их живописи позволяет увидеть синтетический образ: такая природа живёт внутри человека, вспоминается или снится ему. Живописно-экспрессивные, эмоционально заряженные абрамцевские картины Н.А. Егоршиной выбиваются из общего ряда реалистической живописи «авангардной прививкой», которая полнозвучно раскроется в более поздней живописи художницы и её соратников — А.В. Васнецова, Н.И. Андронова, П.Ф. Никонова, И.В. Голицына. И это материал уже следующего раздела — «Звёзды, розы и квадраты».

Материал раздела неоднороден. Наряду с полотнами художников новой формации зритель увидит станковую живопись Н.М. Ромадина, Е.А. Малеиной, С.А. Чуйкова, что само по себе объяснимо. Художники жили, писали в одно время, в это же время приезжали в Абрамцево. Носители подлинной художественной культуры, бывшие вхутемасовцы, они до конца жизни остались верными живописи.

«Прошлым веком в Абрамцеве», итоговый раздел. Коллекция искусства XX века складывалась в Абрамцеве на протяжении полувека. И это не только уникальное собрание картин, скульптур, рисунков и эстампов, — это собрание людей, которые живут (или жили) в Абрамцеве, живут идеями Абрамцева, любят Абрамцево, любят друг друга, любят искусство. И вот эта духовная энергия, рождённая любовью, и даёт особое очарование собранию XX века.

Обновлённая экспозиция «Абрамцево. Искусство XX века» открыта для посещения с 11 октября 2019 г.

www.museum.ru/N74005
Ваше мнение »»

»»Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник "Абрамцево"
Адрес:Московская область, Сергиево-Посадский район, c. Абрамцево, ул. Музейная, 1
Проезд:См. здесь
Телефоны:(496) 543-02-78 - спр., (496) 543-24-70 - экс. бюр
сайт:www.abramtsevo.net/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, , региона
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  
новости от 04.06.2020  x    ?  


#ТретьяковкаДома. План онлайн-мероприятий на неделю

Пушкинский день России во Всероссийском музее А.С. Пушкина

Москва эпохи Петра I и Кольцевая линия московского метро. Онлайн-лекции Музея архитектуры

На ВДНХ отметят онлайн День окружающей среды и День эколога

День эколога онлайн в Дарвиновском музее

Онлайн-проекты Биологического музея им. К.А. Тимирязева

Дискуссия online «Современное искусство в научном музее. Кому это надо, Чарлз?»

Третьяковская галерея запускает летние онлайн курсы для детей

Фонд Потанина подвел итоги конкурса "Музей 4.0"

Фонд Потанина объявил победителей второго цикла конкурса "Общее дело"

Неделя #НаединесПушкинским

Каргопольский музей онлайн для детей

Неделя искусства народов Севера в музее Востока в рамках проекта #ВостокДома

Лето онлайн в Музее истории ГУЛАГа: экскурсии, выставка, спектакль, лекция и викторина

Музеи и будущее, которое мы хотим: международный форум "Музейный гид" подводит итоги

Мультимедиа Арт Музей, Москва продолжает онлайн программу

Галерея Нагорная запускает онлайн-марафон "Об искусстве. Просто"

«Пушкинский XXI» представляет: Главные медиахудожники Иберо-Америки в программе «Скука»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru