Третьяковская галерея открывает выставку Ивана Павловича Похитонова (1850–1923) — пейзажиста, члена Товарищества передвижных художественных выставок, посвященную 170-летию со дня рождения художника.
Иван Похитонов — один из самых оригинальных живописцев в русском искусстве второй половины XIX – начала XX века.
«Самый французский среди русских пейзажистов», как его называли современники, Похитонов много лет жил и работал во Франции и Бельгии, потому значительная часть его наследия осталась за пределами России.
Это — а также тот факт, что художник работал в технике миниатюрной живописи, более популярной в Европе во второй половине XIX века, — привело к тому, что его произведения не были широко известны на родине.
Открытию творчества Похитонова для отечественного зрителя способствовала персональная выставка, проходившая в Третьяковской галерее в 1963 году, после которой началось систематическое изучение наследия мастера. Важной вехой в этих изысканиях стала выставка «Чародей-художник», организованная Галереей в 2010 году. Интерес посетителей к творчеству художника был настолько велик, что выставку трижды продлевали.
Похитонов всегда стремился поддерживать связь с Россией, с русской художественной жизнью. Высшую награду для себя он видел в том, что его картины будут представленыв коллекции П.М. Третьякова, который приобрел в свое собрание 23 работы мастера. Похитонов участвовал в выставках Товарищества передвижных художественных выставок, Московского общества любителей художеств. В начале 1900-х он был удостоен звания действительного члена Императорской Академии художеств.
С детских лет Иван Похитонов увлекался рисованием, писал акварелью и маслом украинские хатки, херсонские степи, своих близких и знакомых. Позже всматривался в живопись передвижников и французских барбизонцев. Для совершенствования мастерства в конце 1876 года он совершил поездку в Италию, а в 1877-м обосновался в Париже. В следующем году его пейзажи были приняты на выставку Салона Елисейских полей, участие в котором свидетельствовало о международном признании. Виднейшие критики того времени отозвались о Похитонове как о феноменальном художнике, таланте высшего порядка.
В Париже Похитонов пользовался советами известного русского пейзажиста А.П. Боголюбова, жившего в то время во Франции, всячески поддерживавшего русских художников, и постоянно писал на натуре — на юге Франции, в Биаррице, Байоне, Ментоне, По, в окрестностях Парижа, в Медоне.
В творчестве мастера органично сочетаются поэтический взгляд на мир, свойственный русскому пейзажу настроения, с истинно французской изысканностью живописи.
Художник писал свои картины на небольших дощечках лимонного или красного дерева разных пород тонкими кистями, иногда микроскопических размеров, применял мастихины, рыбьи кости и скальпели, пользовался во время работы лупами и специальными сдвоенными очками. Этими средствами он добивался полной законченности картины, сохраняя притом непосредственность восприятия натуры, «свежесть первого впечатления».
Представленные на настоящей выставке произведения охватывают все периоды творчества Похитонова в жанрах пейзажа, натюрморта, портрета, пейзажно-жанровой живописи. Произведения сгруппированы по странам и областям, где работал художник — во Франции, в Италии, Бельгии, Украине, России, Белоруссии. Интересным дополнением к основной экспозиции станут фарфоровые тарелки, расписанные художником, созданные в Парижской керамической мастерской русских художников (конец 1870-х – начало 1880-х).
Почитателей творчества Похитонова ждет яркая встреча с полюбившимися произведениями, которые вновь восхитят их простотой, ясностью и безыскусностью сюжетов, красотой и свежестью живописи, мастерством исполнения. Возможно, благодаря этой выставке художник приобретет много новых поклонников своего неувядаемого искусства.
К выставке подготовлено издание «Иван Похитонов». Каталог содержит более 90 произведений из собрания Третьяковской галереи и коллекции Отара Маргания. Приведенные в альбоме статьи подробно освещают различные аспекты творчества, биографии и наследия Похитонова. Отдельная статья посвящена исследованиям особенностей живописной техники мастера.
Выставка открыта c 29 октября 2019 по 9 февраля 2020 года.
Москва, Лаврушинский переулок, 10, залы 35–36
.