НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Франциско Инфанте и Нонна Горюнова. Метафора, метафизика, метаморфоза

c 27 ноября 2019 по 16 февраля 2020Москва
Франциско Инфанте и Нонна Горюнова. Артефакты. Из цикла «Аппликации».1993. Предоставлено авторами
Франциско Инфанте и Нонна Горюнова. Артефакты. Из цикла «Из Напуля».1994. Предоставлено авторами
Франциско Инфанте и Нонна Горюнова. Артефакты. Из цикла «Жизнь треугольника». 1976. Предоставлено авторами
Франциско Инфанте и Нонна Горюнова. Артефакты. Из цикла «Реверсивные инсталляции». 1997. Предоставлено авторами
Франциско Инфанте и Нонна Горюнова. Артефакты. Из цикла «Пейзаж диктует». 1997. Предоставлено авторами
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет проект Франциско Инфанте и Нонны Горюновой «Метафора, метафизика, метаморфоза». На выставке представлены ранняя живопись, графика, эскизы проектов, позволяющие погрузиться в творческую лабораторию Инфанте, и цикл «Артефакты», над которым художник в соавторстве с Нонной Горюновой работает более сорока лет.

Франциско Инфанте — лауреат Государственной премии РФ 1996 года, признанный классик современного российского искусства, один из ярких представителей советской неофициальной культуры. Он родился в 1943 году в селе Васильевка Саратовской области в семье испанского эмигранта-республиканца. Его отец скончался, когда ребенок был еще совсем маленьким. С 1956 по 1962 год Франциско Инфанте учился в Московской средней художественной школе, а в 1966 году окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (Строгановку).

Академическое художественное образование, полученное Франциско Инфанте, прививало навыки копирования старых мастеров в рамках главенствующего в те годы художественного направления — социалистического реализма. «…Нас учили — вот дальний план, а вот ближний. Но все это было чистой техникой. А что такое искусство, нам не рассказывали. Для меня проблема искусства сводилась к росту собственного сознания», — вспоминал Франциско Инфанте. Размышления над метафизическими проблемами мироздания, поиск собственного художественного языка, способного выразить бесконечность вселенной, определили путь художника с ранней юности до сегодняшнего дня. Он не устает повторять: «Мир не только бесконечен, но и таинственен».

Детство и юность Франциско Инфанте совпали с периодом хрущевской «оттепели», ненадолго приподнявшей «железный занавес», отделявший советское искусство от мировой культуры. В 1950—1960-х годах в Москве впервые были показаны выставки и отдельные работы Пабло Пикассо, Джексона Поллока и других звезд мирового современного искусства. Безусловно, они повлияли на всех молодых художников того времени, готовых ставить перед собой вопросы о смысле искусства и путях его развития. Важным фактором, повлиявшим на Франциско Инфанте и молодых художников его круга, стало общение с греческим коллекционером Георгием Костаки, в доме которого они смогли познакомиться с шедеврами русского авангарда начала XX века. (Русский авангард начинают показывать в отечественных музеях только с середины 80-х годов.)

В 1957 году был запущен первый искусственный спутник Земли, а в 1961 году первый человек — Юрий Гагарин — отправляется в космос. Освоение космоса, начавшееся в это время, становится главной проблематикой, волнующей весь мир, в том числе и художников, среди которых был и Лучо Фонтана, чью ретроспективную выставку МАММ неслучайно открывает одновременно с проектом Франциско Инфанте и Нонны Горюновой.

Уже в 1962 году девятнадцатилетний Франциско Инфанте, блестящий академический рисовальщик, начинает работать с абстракцией и геометрией — художественным языком, который казался ему наиболее релевантным для выражения волновавших его проблем бесконечности космоса и познания структуры вселенной. (В 1962 году он создает важную для понимания всего его творчества работу «Рождение вертикали».)

Его графика, его абстрактные картины начала 1960-х годов ломают сетку общепринятых канонов советского искусства. Выставка в МАММ впервые покажет работы Франциско Инфанте этого периода в максимально полном объеме, включая его знаменитый мобиль «Пространство-Движение-Бесконечность» — важнейшую работу художника периода его увлечения кинетическим искусством. Графические эскизы к этой работе появляются уже в 1963 году. (Одна из версий мобиля находится в коллекции Центра Помпиду.)

В том же 1963 году Франциско Инфанте создал этапную работу «Реконструкция звездного неба», выстраивая на небосклоне звезды в виде супрематических фигур Казимира Малевича. (Это произведение показывалось в крупнейших музеях мира, таких как Музей Орсе, Музей Кастелло ди Риволи и др.) Полемизируя с претензиями русского авангарда на тотальное переустройство жизни, общества, каждого конкретного человека и природы, Инфанте артикулирует другую парадигму художественного сознания. Русский авангард начала XX века грезил о волевом переустройстве мира, а двадцатилетний художник другой эпохи, уже второй половины XX века, проблематизирует миф о бесконечной власти индивидуума над другими, в том числе над природой.

В последующих циклах «Артефакты» и «Продолжения», где Франциско Инфанте и Нонна Горюнова будут строить инсталляции в природных ландшафтах, художники развивают идею гармонизации человека и природы. Внедряя в природный мир созданные ими искусственные объекты, художники выстраивают тотальную инсталляцию. Они выбирают уникальную и единственную точку съемки, которая дает возможность зафиксировать на фотопленке рождение визуальной метафоры — артефакта. Артефакты Франциско Инфанте и Нонны Горюновой отражают красоту и гармонию, возникающие в результате нового типа взаимоотношений природного и искусственного, где нет места доминированию одного над другим.

Сегодня, когда весь мир обсуждает экологические проблемы, а современные художники соревнуются в создании проектов на эту тему, работы Франциско Инфанте и Нонны Горюновой приобретают особую актуальность. Сложносочиненные, тонко продуманные, жестко сконструированные, безупречные с точки зрения художественной формы артефакты, над которыми и сегодня продолжают работать художники, демонстрируют то, что они сами вынесли в название выставки в МАММ, а именно: метафизику, метафору и метаморфозы. В одном из своих интервью Инфанте говорил: «Художник творит для преодоления непреодолимого, ради самого божественного замысла человека, приоткрывая тайну устройства нашего мира, утверждая радость такой встречи».

Оставаясь в стороне от идеологии и политики, создающих проходящий контекст нашего бытия, творчество Франциско Инфанте сконцентрировано на базисных проблемах мироздания. Для артикуляции этих проблем, являющихся для него, а также его жены и соавтора Нонны Горюновой глубоко личными и сущностными переживаниями, он нашел свой художественный язык, развивающийся от проекта к проекту уже более пятидесяти лет.

Активная художественная деятельность юного Франциско Инфанте начинается в 1962 году. Лучо Фонтана — один из самых актуальных художников современности, творчество которого сегодня переоткрывает не только Италия, но и весь мир, — ушел из жизни в 1968 году, и последний период его творчества был одним из самых креативных и продуктивных. Художники разных стран, разных поколений, сформировавшиеся в совершенно разных художественных контекстах, в своем творчестве задают сходные вопросы о природе и структуре окружающего нас универсума. Эти фундаментальные вопросы оказываются интересны искусству и человечеству, которое нуждается в искусстве в переломные моменты, когда в мире происходят тектонические цивилизационные сдвиги. Поэтому МАММ в одно время и в одном пространстве показывает ретроспективу Лучо Фонтаны и выставку «Метафора, метафизика, метаморфоза» Франциско Инфанте и Нонны Горюновой.

Работы Франциско Инфанте и Нонны Горюновой находятся в собраниях крупнейших российских и мировых музеев, среди которых: Центр Помпиду (Франция), Бруклинский музей (США), Художественный музей Базеля (Швейцария), Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, ГМИИ им. Пушкина, Московский музей современного искусства, Мультимедиа Арт Музей, Москва и др.

Кураторы: Анна Зайцева, Ольга Свиблова. При участии Третьяковской галереи и Музея современного искусства «Гараж»

www.museum.ru/N74434
Ваше мнение »»

»»Мультимедиа арт музей, Москва
Адрес:город Москва, ул. Остоженка, д. 16
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Парк культуры" (рад.)
Телефоны:(495) 637-11-00, 637-11-55
сайт:www.mamm-mdf.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  
новости от 16.12.2019  x    ?  


Подарок французского короля. Шедевры Севра в экспозиции Музея-заповедника «Павловск»

Выставка книжной графики Дмитрия Ивашинцова «Нечетная полоса»

К берегам Антарктиды и Арктики. К 200-летию открытия Антарктиды

Далекие берега. К 200-летию кругосветной экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева

Выставка "Алексей Бахрушин. Любовь к Большому и Малому театрам" на Сахалине

Русская свадьба. Традиции и обряды

Презентация собрания сочинений Зинаиды Гиппиус в Музее Серебряного века

Даниил Хармс глазами современников. Воспоминания. Дневники. Письма

Выставка «Особый взгляд на мир» в Русском музее фотографии

Monument du costume. Картины жизни конца XVIII столетия на выставке в Царицине

С. Клычков. Ключи к пониманию мира

Выставка "Тайный шепот тихих улиц…"

Поэтические вечера в Музее Серебряного века - декабрь 2019

Пушкинский музей совместно со Школой Родченко начинает серию мастер-классов по фотографии

"Северсталь" назвала победителей X грантового конкурса "Музеи Русского Севера"

Выставка «Встречи, посланные судьбой» в Русском музее фотографии

Новогоднее путешествие в XX век в Музее-квартире М.М. Зощенко

"Зимняя отчётная" в Музее Кондратия Белова

Великие кутюрье ушедшей эпохи. Фотографии Владимира Сычёва

Ежегодный зимний фестиваль кукольных театров «Сундучок сказок» в Санкт-Петербургском Музее кукол

XXIII Чеховские чтения в Литературно-художественном музее книги А.П. Чехова «Остров Сахалин»

VII Международная научная конференция «Остров Сахалин» А.П. Чехова в XXI веке»

Выставка "Дом снов" в музее "Русский Левша"

"Русские" квартеты Гайдна прозвучат в Царицыне

Выставка «При свете восковых свечей» в Ратной палате

Охота на Змеря. Пётр Хохловкин, Дмитрий Воронин. К 60-летию авторов

Выставка «Валаам. Пространство вне времени»

Открытие Первой московской галереи восточной живописи и дебютной экспозиции китайской живописи

Нестрашные сказки. Художественное стекло Юлии Мерзликиной

Выставка Владлена Гаврильчика в Музее нонконформистского искусства


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru