НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Неизвестные передвижники. Рисунок второй половины XIX века

c 29 ноября 2019 по 12 июля 2020Москва
И.И. Левитан. Цветущий сад. Середина 1890-х. Бумага наждачная на картоне, пастель. 23 х 40,2. Государственная Третьяковская галерея
И.Н. Крамской. Помпея. 1876. Бумага, акварель. 24 х 31,5. Государственная Третьяковская галерея
С.В. Иванов. Приезд иностранцев в Москву XVII столетия. Эскиз одноименной картины. 1901. Бумага, уголь, акварель, белила. 64 х 98. Государственная Третьяковская галерея
В.Д. Поленов. Среди учителей. Эскиз одноименной картины. Бумага, акварель, графитный карандаш. 22,4 х 40,5. Государственная Третьяковская галерея
В.И. Суриков. Боярыня Морозова. 1884-1885. Эскиз одноименной картины. Бумага, графитный карандаш, акварель. 21,6 х 42,8. Государственная Третьяковская галерея
В Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке открывается выставка "Неизвестные передвижники. Графика второй половины XIX века".

Для посетителей выставка открыта с 29 ноября 2019 г. до 17 мая 2020 г.

Государственная Третьяковская галерея представляет новый выставочной проект — четвертую экспозицию из цикла «Художник и время», — который проходит в рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники». Поколение художников, входивших в Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ), подробно исследовано и хорошо знакомо широкому кругу любителей искусства. Творческая практика и художественные устремления передвижников преимущественно были сосредоточены в области живописи, а графике изначально была отведена прикладная функция. Передвижники заново открыли для себя искусство рисунка, акварели. В этом виде графики знаменитыеи хорошо известные живописцы предстают совершенно другими — непривычными и, без преувеличения, неизвестными художниками.

Выставка охватывает период с 1871-го по середину 1910-х годов и представляет графику передвижников: подготовительные работы к картинам, а также авторские реплики с живописных произведений, выполненные как для репродуцирования в каталогах и иных изданиях, информирующих о выставках, так и по заказу коллекционеров, пожелавших иметь у себя вариант знаменитого произведения. К раритетным документам эпохи можно отнести «картинки с выставки», изображающие посетителей в залах экспозиций.

Рабочие эскизы передвижников составляют значительную часть графического собрания Третьяковской галереи. Данный приоритет был определен П.М. Третьяковым еще при комплектовании собрания. Фиксируя различные этапы развития замысла — от первоначального наброска до окончательного варианта — эти подготовительные работы раскрывают неизвестные грани композиционного и образного решения известных полотен. В эскизах сохранены и несуществующие композиции — нереализованные, уничтоженные, утраченные. Настоящая экспозиция отражает характерный для выставок ТПХВ тематический срез материалов. Особым спросом у публики пользовались жанровые сюжеты, картины-сценки, зарисовки из жизни. Протестная, бунтарская нота скорее проявляла себя в композициях на исторические темы. Художники выбирали поворотные, трагические эпизоды прошлого страны — Смутное время, стрелецкие бунты, пугачевское восстание. Активную реакцию публики и прессы вызывали картины на религиозные темы, в которых было дано личностное, современное прочтение канонических образов и сюжетов.

При том, что портреты и пейзажи составляли практически основной массив на выставках ТПХВ, эскизы к ним крайне редки. В подготовительных рисунках к пейзажу и портрету функции этюда и эскиза чаще всего соединяются. Узнавание в этюдном прототипе персонажа даже самой известной картины представляет собой увлекательную и порой совсем непростую для зрителя задачу. Степень трансформации его облика от натурного впечатления до итогового воплощения в живописном варианте может быть достаточно велика. Часто художники находили натурщиков в своем ближайшем окружении. Экспозиция натурных этюдов — это и своеобразная портретная галерея современников. Художник Д.М. Болотов позировал И.Е. Репину для картины «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (1886), писатель В.М. Гаршин — для главного героя в произведении «Не ждали» (1884–1888), мать В.А. Серова стала моделью для царевны Софьи в работе «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году» (1879), В.Д. Поленов способствовал убедительности образа Алёши Поповича в «Богатырях» (1881–1898) В.М. Васнецова.

В экспозиции показаны как общие, определенные временем черты в подходе к натурному этюду, так и существенные различия в понимании его идеи и функции. И.Е. Репина, например, больше занимали выразительность и точность позы. В этюдах он практически не работал с цветом. У В.И. Сурикова большинство этюдов — акварельные, каждый из которых представлял собой колористическую матрицу будущего полотна.

Отличительной чертой эпохи было появление авторских графических повторений живописных произведений, примеры которых также представлены в отдельном зале выставки. Передвижники придавали особое значение репродуцированию своих произведений для знакомства с ними широкого круга зрителей. Отделить авторскую реплику от эскиза для неподготовленного зрителя не представляется возможным. Специально для настоящего проекта создатели выставки собирали репродукции, вычисляя их по различным свидетельствам. Иногда эти работы позволяют увидеть произведения, неосуществленные или не дошедшие до наших дней, или уточнить дату создания того или иного произведения. Уже первая выставка ТПХВ сопровождалась публикациями рисунков-реплик картин, представленных в экспозиции. В дальнейшем реплики исполнялись для иллюстрированных каталогов ТПХВ и для размещения на страницах многотиражных периодических изданий — журналов «Нива», «Всемирная иллюстрация», «Пчела» и других.

На выставке также представлены известные картины передвижников, воспроизведенные в технике офорта, в том числе и самими авторами. Практика гравирования сказалась на характере перового рисунка в творчестве многих художников. Часто рисунок почти имитировал офорт. В творчестве И.И. Шишкина они настолько тесно взаимосвязаны, что в результате их взаимодействия выработался тот характерный шишкинский штрих, который отличает графические произведения мастера, будь то рисунок «от руки» или печатный лист.

В последних залах можно увидеть произведения, которые экспонировались непосредственно на выставках ТПХВ. Это, например, натурные этюды из путешествий. В собрании Галереи хранятся целые серии таких «отчетных» акварельных этюдов Н.Е. и В.Е. Маковских, В.Д. Поленова, В.И. Сурикова. Текучие, принципиально незаконченные акварели, открытая манера и при этом стремление увеличить графику до невероятных размеров — как в случае с уникальным гигантским рисунком И.И. Шишкина «На ручье» (1895) — воспринимаются, как стремление уравнять в правах графику и живопись в экспозиционном ряду.

Графический портрет, заявленный как некая новая, равноправная с живописью форма, уже на первых выставках ТПХВ выработал новые конкурентоспособные свойства. Рисунок обретал цвет. Начал возрождаться интерес к практически забытой технике пастели. Графический портрет стремился к репрезентативности, становясь более масштабным и по размерам, и по характеру рисования.

Важно отметить, что именно передвижники первыми организовали выставку этюдов, эскизов и рисунков. Репин показал на этой выставке около 50 своих работ высочайшего качества, в результате чего эскиз и этюд начали восприниматься публикой как имеющие самостоятельную значимость, станковый статус и коллекционную ценность произведения. До этого графика считалась исключительно рабочим материалом; эскизы и этюды никто не собирал, их роль была закрытой, непубличной. Таким образом, именно в недрах передвижничества была рождена идея показа «лаборатории художника» — подготовительных штудий к картинам. Она воплощалась в серии специализированных выставок этюдов, рисунков и эскизов (1903, 1914–1916), которые во многом послужили эстетическому осмыслению эффектов незавершенности, эскизной манеры рисования, открытости самого процесса работы художника и подготовили почву нового расцвета искусства графики на рубеже ХХ века.

Куратор выставки - Ирина Викторовна Шуманова, заведующий отделом графики XVIII - начала XX века Государственной Третьяковской галереи

16+

www.museum.ru/N74459
Ваше мнение »»

»»Государственная Третьяковская галерея
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:См. здесь
Телефоны:+7 (495) 957-0727
сайт:tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 24.04.2024  x    ?  


Античность. Система координат - проект музея-заповедника «Архангельское» в парке «Зарядье»

Вернисаж сезона Май/Июнь'24 на "Пушкинской-10"

Выставка «Шолохов. Больше чем писатель»

Открытие летнего сезона в Петергофе

Зураб Церетели. Солнечный сад. Выставка к 90-летию художника

Заключительная выставка "С Россией вместе. Искусство Крыма, ЛНР, ДНР" в Западном крыле Новой Третьяковки

На поле Куликовом. Выставка Елены Машкариной

Всероссийская художественная выставка "Грани победы"

"Образ героя" - выставка военной графики в Артмузе

Выставка «Строкою Пушкина воспето…» в Русском музее фотографии

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Жерар Юфера. Один день в музее

Выставка «Горячая эмаль. Медь» в Ростовском музее изобразительных искусств

Презентация книги «Мир искусства Надежды Добычиной» в KGallery

Выставка к 80-летию освобождения Крыма и Севастополя от немецко-фашистских захватчиков

Дмитрий Стрелков "Живописная партитура". Живопись

Выставка-ретроспектива "Дневник Победы" в Музее Востока

Лоик. Скульптура войны и мира

Персональная выставка Виктора Калинина «Отсветы»

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу" в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Выставка фотографий "Завтра – это сейчас" в Дарвиновском музее

Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Выставка «Хвостатая душа Петербурга»

Максим Моргунов "Течение жизни"

Выставка «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления» в Военно-медицинском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru