НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Работы П.К. Клодта. К завершению реставрации

c 22 февраля по 19 апреляСанкт-Петербург
Проект конной статуи для памятника императору Николаю I в Санкт-Петербурге. Пётр Карлович Клодт (1805-1867). Россия, Санкт Петербург. Вторая половина XIX в. Чугун; литье
Проект конной статуи для памятника императору Николаю I в Санкт-Петербурге. Пётр Карлович Клодт (1805-1867). Россия, Санкт Петербург. Вторая половина XIX в. Чугун; литье
Английская фермерская лошадь. Россия, Санкт-Петербург. 1830-е гг. Гипс, металл, лен, шелк, дерево; отливка, тонировка
Английский жеребец Мидлетон. Россия, Санкт-Петербург. Не ранее 1833 г. Гипс, металл, лен, дерево, бронза, шелк, песок; отливка, тонировка, гравировка
Английская фермерская лошадь. Россия, Санкт-Петербург. 1830-е гг. Гипс, металл, лен, шелк, дерево; отливка, тонировка
Внимание! Эрмитаж временно закрыт для посещения. Подробности на сайте http://www.hermitagemuseum.org

22 февраля 2020 года в Западине Восточной галереи Зимнего дворца начинает работу выставка «Работы П.К. Клодта. К завершению реставрации». В ее составе всего восемь вещей, среди которых уникальные экземпляры кабинетной скульптуры, созданные выдающимся российским скульптором Петром Карловичем Клодтом. Центральными экспонатами станут две ранние работы мастера - фигуры лошадей из тонированного гипса, исполненные по заказу императора Николая I и представленные на выставке после реставрации.

Петр Карлович Клодт фон Юргенсбург (1805-1867) - один из основателей анималистического жанра в русской скульптуре, крупнейший мастер монументальной анималистической скульптуры в России первой половины XIX века, Академик и заслуженный профессор Императорской Академии художеств.

Петр Клодт родился в Санкт-Петербурге в семье генерал-майора и по семейной традиции должен был стать военным. В чине прапорщика закончил Артиллерийское училище, но решив посвятить себя скульптуре, а не военному делу, в 1830 году поступил вольнослушателем в Академию художеств, где стал учеником заведующего Литейным домом Академии В.П. Екимова. Первым крупным произведением молодого мастера (вместе со скульпторами С.С. Пименовым и В.И. Демут-Малиновским), получившим высокую оценку, стала монументальная скульптурная группа из шести коней, впряжённых в колесницу Славы (1831), для оформления арки Нарвских триумфальных ворот в Санкт-Петербурге. Благодаря высокой дисциплине и умению оперативно выполнять ответственные государственные заказы Клодт вскоре снискал симпатию императора Николая I. Европейскую известность Клодту принёс ансамбль «Укротители коней» из четырёх скульптурных групп для Аничкова моста в Санкт-Петербурге.

Произведения малых скульптурных форм, в отличие от масштабных памятников, созданных П.К. Клодтом, мало знакомы широкому зрителю. До наших дней дошло всего три авторские работы из раскрашенного гипса, две из которых находятся в собрании Государственного Эрмитажа - это уникальные скульптурные изображения лошадей Императорской придворной конюшни - Английской фермерской и Мидлетона. В моделях мастер тщательно выверил каждую деталь и учел все отличительные особенности экстерьера: форму головы, характерную линию спины и постановку ног. Во время работы над статуэтками Петр Клодт использовал свои авторские методики: для придания блеска шкуре Мидлетона - подложку из золотой краски, для грив и хвостов - окрашенные в нужные тона льняные волокна, для передачи грунта под ногами коней настоящий песок. Не смотря на то, что размеры скульптур чуть больше тридцати сантиметров, они выглядят очень реалистично.

Реставрация экспонируемых памятников продолжалась в течение пяти лет и завершилась в 2018 году. На момент передачи в Лабораторию научной реставрации скульптуры и цветного камня туловища лошадей были подвижны на проволочных каркасах; отсутствовали многочисленные гипсовые фрагменты, повреждены красочные слои, наблюдались осыпи и утраты. Особенно пострадала Английская фермерская: большое число фрагментов было утрачено, туловище лошади не соединялось с ногами, а механически удерживалось вмонтированным каркасом. Скульптура Мидлетон несмотря на меньший объем утрат, также имела серьезные повреждения: смещения фрагментов, выкрошки гипса между деталями, искривления опорных каркасов. В процессе реставрации было проведено комплексное изучение памятников, позволившее установить применение металлических частиц (в частности, золотого порошка) для тонирования поверхности, использование окрашенного льна для имитации конского волоса, а также уточнить технику изготовления глаз скульптур и декоративного покрытия подставок. Сложные и длительные работы по склейке, укреплению фрагментов скульптур и восполнению утрат возвратили памятникам целостность и экспозиционный вид.

На выставке можно увидеть кабинетную скульптуру, исполненную Клодтом в бронзе, - Кавалергард Ян Стриевский из подшефного полка императрицы Александры Федоровны, жены Николая I; интересно, что моделью для лошади этой статуэтки послужил все тот же английский жеребец Мидлетон.

Ряд экспонатов связан с последней крупной работой Петра Клодта - уникальным конным монументом императору Николаю I на Исаакиевской площади (1856-1859) в Санкт-Петербурге (конная статуя имеет только две точки опоры без какой-либо искусственной подпорки). На выставке экспонируются посмертная маска, снятая мастером с головы покойного императора; литографии Василия Тимма – «Посещение императором Александром II мастерской Клодта при исполнении памятника императору Николаю I» (1857), «Пять изображений, посвященных памятнику Николаю I в Петербурге: портреты скульпторов, участвовавших в сооружении памятника: Н.А. Рамазанов; Барон П.К. Клодт фон Юргенсбург; Р. Залеман; барельефы, украшающие памятник: Николай I на Сенной площади в Петербурге во время холеры 1831 года; Николай I передает наследника Лейб-Гвардии Саперному батальону на дворе Зимнего дворца 14 декабря 1825 года» (1859).

К выставке выпущен научный каталог «Работы П.К. Клодта. К завершению реставрации», Издательство Государственного Эрмитажа, 2020. Авторы статей каталога: Л.И. Шатилова - «Работы барона Клодта, исполненные по Высочайшему повелению»; А.М. Богданова, К.Б. Калинина, А.А. Новиков – «Гипсовые скульптуры лошадей П.К. Клодта. Исследования и реставрация».

Реставрация скульптурных произведений проведена в Лаборатории научной реставрации скульптуры и цветного камня Государственного Эрмитажа (Заведующая Светлана Леонидовна Петрова) Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа (Заведующая Татьяна Александровна Баранова). Художники-реставраторы: Александра Михайловна Богданова и Андрей Александрович Новиков.

Технико-технологические исследования выполнили сотрудники Лаборатории научной реставрации станковой живописи (Заведующий Виктор Анатольевич Коробов) Отдела научной реставрации и консервации и Отдела научно-технологической экспертизы (Заведующий Александр Иосифович Косолапов) Государственного Эрмитажа.

Кураторы выставки Людмила Ивановна Шатилова, научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства (Заведующая Ольга Григорьевна Костюк), Александра Михайловна Богданова, художник-реставратор.

www.museum.ru/N75125
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65
сайт:www.hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 29.03.2020  x    ?  


Свердловский областной краеведческий музей: 10 идей для длинных выходных в онлайне

Музей Анны Ахматовой онлайн: фильмы, лекции, спектакли и мастер-классы в новом формате

Онлайн-экскурсия по Дому Мельникова

Стать частью истории ВДНХ теперь можно онлайн

Не чужие. Актеры читают стихи в музее-заповеднике «Царское Село»

#НаединесПушкинским: кнопка «Поддержи музей», онлайн-открытие выставки к юбилею Святослава Рихтера

Манеж (С.-Петербург) на связи!

Новый онлайн-проект Дарвиновского музея к Дню работника культуры

Фонд Потанина объявил результаты конкурса "Музейный десант"

Онлайн-выставка “Окна ТАСС” в Орехово-Зуевском городском музее

Первая онлайн неделя Петергофа

#НаединесПушкинским

Дарвиновский музей закрыт, но мы остаемся на связи онлайн!

Программа онлайн-трансляций Русского музея

Музей истории ГУЛАГа: музей закрыт, но мы онлайн

Выставочный проект Музея AZ "В преддверии рая" в Иваново

#ВостокДома: онлайн-трансляции Музея Востока в социальных сетях

Выставка «Сад расходящихся тропок»

Искусство силуэта в графике Александра Стройло

Юбилейная выставка К.А. Ляпина «Пастель»

Третьяковская галерея / #ТретьяковкаДома

Выставка "Дар" в Чайковском историко-художественном музее

Музей-заповедник «Царское Село» запустил поэтический марафон «Карантин со стихами»

Выставка Михаила Старостина «Странники» в Сахалинском областном художественном музее

Книгу «Остров Сахалин» проиллюстрирует выставка работ сахалинских художников

Картины ускользающего мира. Золотой век японской графики

Солнце на ладони. История импрессионизма из фондов Пензенской картинной галереи

Шедевры русской живописи из собрания отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина в Оренбурге

Персональная выставка Б. Доржиева «Дорога к тебе» в Художественном музее им. Ц.С. Сампилова

Музыка в потоке времени


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru