"По голому синему небу / плавали красные люди./ Внизу на траве изумрудной / задумчиво пели коты. / В углу Вселенной мигала / маленькая планета / И люди смеясь над котами / стыдились своей наготы" (ВИК, 1975 год)
Музей нонконформистского искусства; Культурный центр "Пушкинская 10" приглашают Вас на выставку художника-андеграунда Вика "В поисках Грааля". С конца 70-х годов на выставках художников ленинградского андеграунда неизменно привлекают внимание картины Вика. Его индивидуальность и самобытность не теряются в стилистическом многообразии новейшего искусства. Картины Вика легко узнаваемы, их практически невозможно спутать с работами других современных живописцев, и очевидно яркое дарование и новация его художественного языка.
Вик - псевдоним Забелина Вячеслава Юрьевича. Он родился в1953 году в Монголии, где проходил военную службу его отец. "Монголия, как и другое место, может дать для себя несколько мест, но несмотря на многоликие, - это центр земли", - говорит Вик. - "Это центр земли, о коем я и думаю, чем я и живу". Однако творчество художника неразрывно связано с Санкт-Петербургом. В искусстве Вика нет монотонности и однообразия, несмотря на то, что его творческая биография насчитывает уже более 30 лет интенсивной работы, итогом которой является множество картин, графических листов, предметов ДПИ. Каждая новая работа Вика - это своего рода откровение для самого художника, новый этап творчества. Можно сказать, что Вик непредсказуем. Начало творческого пути художника относится к первой половине 70-х годов, времени господства соцреализма и непризнания официальной эстетикой неформального искусства. В 1973 году Вика исключают из художественного училища им. В. Серова за дерзкие попытки миновать обычные этапы официального обучения, обрести свой собственный художественный стиль. Несмотря на отличную успеваемость по классу рисунка и живописи, молодой художник понимает, что монотонное срисовывание может умертвить личность творца, и его долг - преодолеть стены конформизма. Своими учителями Вик считает великих французов, в первую очередь А. Матисса, а также А. Модильяни, А. Руссо, П. Пикассо, П. Дельво. Притягательны для него искания русского авангарда начала XX века, особенно Шагала, Кандинского, Малевича и Филонова. Пространство в работах Вика воспринимается красочным восточным ковром, - в едином причудливом орнаменте соединены человеческие фигуры, растения, животные, натюрморты. Персонажи отрываются от земли, взлетая в глубокое небо. Вытянутость форм в ранних полотнах Вика полна пластического изящества древнеегипетских линий, ему близка влюбленность Модильяни в вечное женственное начало. Переломным моментом в жизни и творчестве Вика явилась встреча с наместником Псково-Печерского монастыря архимандритом Алипием, мудрым духовником, вдохновенным богословом, тонким ценителем красоты и всемирно известным коллекционером. Отец Алипий духовно наставил Вика, благословил на творчество и возжег в его душе свет русского православия. Вик более зрело задумывается о вечности, обращается к традиции иконописи, ощущая присутствие Бога в повседневной реальности. Внутренняя просветленность, чаяние бесконечного, алкание Творца - вот о чем говорит без слов каждая картина Вика. И как итог большой части пути - " В поисках Грааля…" Всмотритесь! Прислушайтесь! И вы многое поймете…