20 июля Государственный музей истории религии открыл выставку, посвященную уникальным памятникам русского графического искусства XVII – XIX вв. — антиминсам. Впервые в России антиминсная гравюра и история ее развития становятся главным объектом экспонирования — до настоящего времени российскими музеями изредка выставлялись лишь отдельные произведения данного типа русской графики.
Антиминс (в переводе с греческого – «вместопрестолие») – плат, которым накрывается алтарь в православном храме. Обычно в антиминс вшиваются частицы мощей святых — как продолжение раннехристианской традиции совершения литургии на гробах мучеников в катакомбах. Освященный архииереем антиминс по сути дает право совершать в храме таинства.
На Руси антиминсы появились с принятием христианства в конце X века. Долгое время они были рисованными. В центре изображался крест, а по краям покрова вписывались дата освящения антиминса, название храма, для которого он предназначен, а также имена правителя и архиерея.
На рубеже XVI — XVII вв. простой рисунок креста заменяет композиция со сценой «Оплакивания Христа», а затем под влиянием украинской традиции утверждается сюжет «Положения во гроб». Выбор иконографии не случаен — он наглядно выражает смысл литургии и евхаристическую значимость покрова, который в момент полагания на него причастного хлеба и вина символизирует гробницу, куда ученики опустили тело Христа.
Вскоре рисованные антиминсы сменили покровы, отпечатанные с деревянных гравированных досок. Печать гравюр на ткани не была чем-то редким. Как правило, такие оттиски – образы святых, многофигурные композиции, карты — раскрашивались водными красками. В России печатные антиминсы вошли в употребление в начале 1650-х гг. при патриархе Никоне.
Антиминсная гравюра – особая область в отечественном искусстве графики. Ведущую роль в ее эволюции играли настоящие мастера. Среди авторов антиминсных гравюр следует назвать братьев И.Ф. и А.Ф. Зубовых, О. Эллигера, А.П. Антропова, И.А. Соколова, П. Семечкина, академиков Ф.Г. Солнцева и Л.А. Серякова. Кроме того, поиск путей для продления срока службы гравированных досок (спрос на печатные антиминсы постоянно рос) привел к применению редких в искусстве эстампа техник – гравюры высокой резьбы на меди и гальванопластики.
Это не только памятники искусства графики, но и ценные документы. Надписи на антиминсах – названия храмов, имена и подписи архиереев - представляют большой исторический интерес для широкого круга специалистов.
Почти все представленные антиминсы экспонируются впервые. Дополнят выставку иконы, гравюры с видами городов и храмов России, редкие русские и западноевропейские печатные издания, великолепные памятники лицевого шитья, большинство из которых также ранее не выставлялось.