НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Сарра Лебедева. Избранное

c 4 сентября по 22 ноября 2020Москва
С.Д. Лебедева (1892-1967). Л.А. Бажбеук-Меликян. 1946. Бронза. Государственная Третьяковская галерея
С.Д. Лебедева (1892-1967). А.П. Чехов. Эскиз к проекту памятника для Москвы. 1944 -1945
С.Д. Лебедева (1892-1967). А.С. Пушкин. Эскиз к проекту памятника для усадьбы ''Михайловское''. 1937-1938. Бронза
С.Д. Лебедева (1892-1967). Девочка с бабочкой. Бронза. 215 х 90.93. 1968 из бронзолитейных мастерских
С.Д. Лебедева (1892-1967). Портрет Вани (Ивана Львовича) Бруни. Бронза. 1934
Третьяковская галерея представляет выставочный проект, посвященный выдающемуся скульптору-портретисту Сарре Дмитриевне Лебедевой (1892-1967).

Состав выставки: около 70 произведений скульптуры, 36 графических работ, архивные материалы

Куратор: Лариса Бедретдинова

Сарра Лебедева давно стала признанным классиком, без упоминания ее произведений не обходится ни один исторический обзор советского искусства. Однако последняя персональная выставка Лебедевой прошла в Галерее более 50 лет назад - в 1969 году. Настоящий проект открывает для зрителя новые грани творчества художницы - не только портретиста, но и создателя монументально-декоративных произведений, проектов памятников А.С. Пушкину, Ф.Э. Дзержинскому, А.П. Чехову. Представленные в экспозиции архивные материалы, рисунки и эскизы, фотографии несохранившихся произведений - все это демонстрирует зрителю разнообразный и многоплановый художественный мир Лебедевой.

После окончания гимназии в 1910 году Сарра Лебедева училась в Санкт-Петербурге, в частной школе рисунка, живописи и скульптуры художника М.Д. Бернштейна и в мастерской известного скульптора Л.В. Шервуда. Начало ее самостоятельной работы совпало с первыми годами революции. Лебедева принадлежала к тому же поколению, что и "амазонки авангарда" - Ольга Розанова, Любовь Попова, Варвара Степанова, но ее талант, со свойственным ей реалистическим видением мира, особенно ярко раскрылся, когда наступил закат авангарда. Она стала заниматься в первую очередь портретом, поскольку чувствовала к нему склонность, но также и потому, что работа в портретном жанре не требовала больших пространств и позволяла мириться с отсутствием мастерской. К середине 1920-х годов Лебедева приобрела известность как блестящий портретист камерного склада, автор психологически тонких, иногда иронически заостренных, иногда романтически возвышенных, но всегда предельно правдивых изображений людей самых разных социальных слоев и профессий. В своих скульптурных портретах она сумела запечатлеть нечто большее, чем внешний облик героев. В этих образах, особенно женских, отражены трепетность жизни, ощущение ее скоротечности и одновременно раскрываются глубинные свойства человеческой натуры.

В 1930-е годы Сарра Лебедева создает портретные изображения детей, ей поступают заказы на монументально-декоративную пластику и памятники, на это же время приходятся ее эксперименты на Конаковском фаянсовом заводе. Уже с конца 1920-х Лебедева стала экспонировать на выставках не только портреты, но и натурные этюды обнаженных фигур, которые она лепила постоянно на протяжении всей творческой жизни. Ее этюды стали своего рода подготовкой для обращения к монументально-декоративным работам 1930-х годов: статуе "Шахтер", созданной специально для "Индустрии социализма", самой значительной из выставок того десятилетия, портретной статуе А.Г. Стаханова со знаменем для главного павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, открывшейся в 1939 году, и парковой скульптуре "Девочка с бабочкой", экземпляр которой, отлитый из цемента, стоял некоторое время в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького в Москве.

Во время Великой Отечественной войны Сарра Лебедева создала много портретов ее участников, но не изменяла своим принципам и не пыталась подчеркнуть в облике моделей то, что должно быть присуще воинам: выражение решимости и отваги, суровости, к чему стремились многие другие портретисты. В послевоенные годы, когда началась кампания борьбы с импрессионизмом и тем, что называли формализмом, работы Лебедевой критиковались за этюдность и свободную живописную лепку, в которой видели лишь незаконченность. Женские портреты этих лет показывают частного человека, его повседневную жизнь, в них звучат лирические интонации, однако критиками они воспринимались как слишком обыденные и безыдейные. В этот период, не получая портретных заказов, Лебедева обратилась к новому для себя жанру надгробия, в котором она работала до начала 1960-х годов, когда вынуждена была оставить скульптуру из-за наступающей слепоты.

После смерти художницы большое число скульптурных и графических работ, а также архивные документы поступили в Третьяковскую галерею. К этому времени музей уже обладал значительной частью ее лучших работ разных десятилетий. Сложившаяся в Галерее коллекция позволяет полноценно представить на настоящей выставке все периоды творчества скульптора, а также познакомить зрителей с наиболее интересными документами из ее архива. Экспозиция дополнена фрагментом фильма, посвященного Сарре Лебедевой, который был снят в 1968 году. Среди архивных материалов можно будет увидеть такой документ, как справка о праве беспрепятственного круглосуточного передвижения по Петрограду, выданная Лебедевой, когда она работала в "Окнах РОСТА". Отдельный видеоролик познакомит зрителей с хранящимися в отделе рукописей Третьяковской галереи фотографиями, на которых запечатлены несохранившиеся или малоизвестные произведения Сарры Лебедевой.

Инженерный корпус, Москва, Лаврушинский переулок, 12, 3-й этаж

www.museum.ru/N75976
Ваше мнение »»

»»Государственная Третьяковская галерея
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:См. здесь
Телефоны:+7 (495) 957-0727
сайт:tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 23.04.2024  x    ?  


Античность. Система координат - проект музея-заповедника «Архангельское» в парке «Зарядье»

Открытие летнего сезона в Петергофе

Зураб Церетели. Солнечный сад. Выставка к 90-летию художника

Выставка «Светлейший князь Г.А. Потёмкин-Таврический» в Центре «Эрмитаж – Выборг»

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Инсталляция к 295-летию со дня рождения Екатерины II

Выставка «Строкою Пушкина воспето…» в Русском музее фотографии

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Жерар Юфера. Один день в музее

Выставка «Горячая эмаль. Медь» в Ростовском музее изобразительных искусств

Презентация книги «Мир искусства Надежды Добычиной» в KGallery

Дмитрий Стрелков "Живописная партитура". Живопись

Выставка-ретроспектива "Дневник Победы" в Музее Востока

Лоик. Скульптура войны и мира

Выставка к 80-летию освобождения Крыма и Севастополя от немецко-фашистских захватчиков

Персональная выставка Виктора Калинина «Отсветы»

Выставка "Град Петра в судьбе Ф.И. Тютчева"

Франц Рубо. Картины для всеобщего обозрения

Выставка фотографий "Завтра – это сейчас" в Дарвиновском музее

Выставка "Ювелирное искусство Александра Голикова" в Музее-заповеднике "Царицыно"

Николай Львов. Избранное

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу" в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Выставка «Спасенные шедевры. Русский музей – Таганрогу»

Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Выставка «Хвостатая душа Петербурга»

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Выставка "ART548"

Выставка "Перевернутое сафари. Современное искусство Африки" в Арсенале

Максим Моргунов "Течение жизни"

Выставка «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления» в Военно-медицинском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru