7 октября в Новой Третьяковке открылась выставка «Андрей Красулин. Без названия»
Состав выставки: 120 экспонатов — скульптура, живопись, графика, пространственные объекты
Собрания: Государственная Третьяковская галерея, собственность автора
Куратор: Коробцова Светлана
Андрей Красулин - известный скульптор, живописец и график, одна из знаковых фигур в современном искусстве. Проект "Без названия" - это вторая персональная выставка Андрея Красулина в Третьяковской галерее. Ретроспектива демонстрирует скульптуру, живопись, графику и пространственные объекты, отражая многогранность и одновременно целостность творчества художника. Экспозиция дает разностороннее представление о сложном метафорическом языке искусства Андрея Красулина, родственном эстетике минимализма.
Андрей Николаевич Красулин родился в Москве в 1934 году. В 1949-м он поступил в скульптурный класс Московской средней художественной школы, в 1953-м - в Московское высшее художественно-промышленное училище на отделение монументальной и декоративной скульптуры. Творческая биография Красулина складывалась нетипично для художника, который, по его собственному признанию, за годы обучения оказался "преисполнен отвращения к тому, что в училище называлось скульптурой". При всем неприятии официозного искусства, Красулин не состоял и не участвовал в движении отечественного андеграунда. Он работал в среде скульпторов-монументалистов.
В своих творческих поисках Андрей Красулин постепенно приходил ко все менее ценным материалам и трудоемким техникам, отдавая предпочтение лаконизму художественного высказывания. Часто то, что делает художник, весьма условно можно назвать скульптурой: он лишь подправляет первоначальную конфигурацию найденного им объекта. Смысл предметов Красулина заключен в их собственном пластическом качестве. Особый углубленносозерцательный взгляд на мир позволяет художнику в обыденных, далеких от эстетики вещах увидеть неординарность конфигурации и яркость образа. Исписанная бумага и гофрокартон, старые доски, строительная сетка под руками Андрея Красулина обретают пластическую выразительность и смысловую насыщенность. Мастер проявляет значительное в незначительном при помощи легкого авторского вмешательства: введения цвета или парадоксального изменения знакомых очертаний будничных предметов.
В течение десятилетий Андрей Красулин разрабатывает в разных техниках и материалах излюбленные темы, дающие ему широкий простор для художественных вариаций, среди которых основные - "Коробки", "Полосы", "Доски", "Пейзаж", "Табуретки".
Многие экспонаты проекта отсылают к опыту работы Андрея Красулина в архитектуре и дизайне, где особенно отчетливо выявилось его стремление к "правильному устройству вещей в пространстве". Этапным произведением для художника стали рельефы из серии "Театр" (1969), выполненные для интерьеров Тульского академического театра драмы. При работе над серией Красулин применил новаторскую технику гипсовой отливки в контрформу, созданную из влажного песка. Использование этого мягкого и податливого материала позволило мастеру создать мир образов, рождающих богатый ассоциативный ряд. В 1989 году монументальный рельеф Красулина из серии "Театр" был вмонтирован в стену вестибюля второго этажа Третьяковской галереи на Крымском Валу и с того момента является неотъемлемой частью его интерьера.
Особое место не только на выставке, но и во всем творчестве Андрея Красулина занимают работы из цикла "Доски". Эти произведения ознаменовали окончательный отход художника от скульптуры в традиционном ее понимании. Материалом и источником вдохновения для вертикально ориентированных конструкций цикла стали исхоженные доски пола из старой мастерской Красулина. Произведения "Плуг для неба", "Пол", "DOMUS" (все - 1995) представляют собой художественные метафоры, воплощенные в формах лаконичных архитектурных символов.
С середины 1980-х годов цвет начал играть большую роль в творчестве Андрея Красулина. Он активно вторгается в его доски и решетки, графику и живопись, становясь неотъемлемой частью авторского почерка художника. Работы мастера нередко рождаются в сотворчестве с женой. Так, импульсом для появления живописной серии "Индийский океан. Закат солнца" (2008-2009) послужила зарисовка Людмилы Улицкой, запечатлевшая Андрея Красулина в момент любования закатным солнцем во время их поездки на Гоа. Многократно повторенный автопортрет художника в работах этого цикла постепенно теряет фигуративность, и главную роль в передаче эстетического и чувственного переживания начинает играть цвет.
Важный творческий проект художника, частично представленный на выставке, - серия офортов, выполненных на черновых рукописях его жены, писателя Людмилы Улицкой. Работая с "пожившей" бумагой, Красулин объединяет излюбленные мотивы своего творчества с текстом, выделяя или увеличивая его фрагменты, пока, по словам автора, он не приобретет "графический смысл, совершенно не связанный с азбукой". Серия "Офорты на рукописях Л. Улицкой" далека от понятия иллюстрации. В графике художника строки литературного произведения обретают не изобразительное дополнение, а собственную образно-художественную ценность.
Выставка представляет зрителю произведения одного из самых значительных и глубоких художников современного художественного процесса.
Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, зал 38