18 апреля в 16.00 Новосибирская картинная галерея представляет живопись, графику, тексты Максима Кантора "Пустырь. Атлас".
Выстовка состоит из трех взаимодополняющих и в то же время самостоятельных частей. Это - шестнадцать больших картин, 70 офортов и 120 страниц авторского текста в книге-каталоге выставки. Тексты - это семь больших писем, адресованных "Любимой", живущей в России и "Милому другу", жителю Европы. В равной степени каждый из холстов или офортов является посланием зрителю. "Что вместо России станет этим базаром, где Восток торгуется с Западом? Что вместо России сделается этой рыночной площадью, где азиаты обменивают свои обычаи на европейскую валюту, а европейцы продают демократию за азиатскую нефть, где имеет свободное хождение - наряду с западными амбициями - восточная власть и восточная лень? Чем заменишь базар, где западную веру обменяли на восточную пышность, и вера сумела вспомнить, откуда сама родом?". Место действия произведений Кантора - и живописи, и графики, и текстов - это одновременно весь мир, Россия и сознание неравнодушного человека. Темы "карты" и "атласа пустыря" осмыслены и выражены философски, политически, этически и поэтически (более того, использование техники офорта, с точки зрения художника, является жестом европейским, а последующее наложение на лист ксилографии - "приложение" восточного начала).
Максим Кантор (1957, Москва). Живописец, график. Учился в Московском полиграфическом институте (1975-1980). Как и произведения других художников, начавших работать в конце 1970-х 1980-е, работы Кантора всегда имеют конкретный социальный и политический адрес. Изобразительные средства Кантора - гротескные искажения, резкие контрастные отношения, интенсивные краски, запутанное пространство, часто закручивающееся в спираль, - почерпнуты из арсенала немецкого экспрессионизма. Однако по сравнению со знаменитыми предшественниками в его живописи больше интеллектуального.
Цикл "ПУСТЫРЬ. Атлас" вынашивался Максимом Кантором последние годы и является суммарным результатом его творческой деятельности. Серия демонстрирует плодотворные опыты художника в технике офорта (в том числе, в соединении с цинкографией и ксилографией), которая стала предметом его углубленного изучения в течение последних 15 лет. "ПУСТЫРЬ. Атлас" концентрированный и эмоциональный образ современной России. Сценарий проекта - это не логика выстраивания сюжетов, но наслаивание смыслов, прорастающих из одного листа в другой. Здесь, как и в живописи Максима Кантора, трудно отделить бытовое описание от философского рассуждения, бурное движение чувств от беспощадного анализа, не упускающего мельчайших деталей. Серия завершена в 2000 году, Кантор работал над ней в Москве. 70 сюжетов отпечатаны в одной из крупнейших лондонских принт-студий в количестве 70 экземпляров. Большая часть тиража в настоящий момент уже находится в музейных, корпоративных и частных собраниях в Европе и Америке. Основной задачей показа выставки в различных российских музеях является возобновление (а для большинства - начало) знакомства профессиональной аудитории и широкого круга любителей искусства с одной из самых заметных фигур российской художественной сцены, чья широкая известность в Европе и Америке, и даже наличие его произведений в ряде российских музеев, сочетается с отсутствием зримого образа творчества мастера в пределах отечественной культурной среды (единственная масштабная выставка Кантора, завершавшая его европейский выставочный тур 1995-1997 годов, состоялась в Москве в ГМИИ им. А.С. Пушкина).