Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Международный фестиваль искусств "Дягилев. P.S."
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ "В КРУГЕ ДЯГИЛЕВОМ. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ СУДЕБ"
14 ноября 2020 - 12 февраля 2021 года
Международный выставочный проект "В круге Дягилевом. Пересечение судеб" станет ключевым явлением музейного сезона 2020/2021 и центральным событием Международного фестиваля искусств "Дягилев. P.S.". Выставка повествует о творческом пути выдающегося деятеля отечественной культуры Сергея Дягилева через его окружение и представляет собой портретную галерею тех, кого великий импресарио вовлекал в круговорот своей бурной деятельности. Портреты деятелей театра, музыки, балета первой трети XX века, созданные крупнейшими художниками России и Европы, впервые будут собраны вместе. Герои выставки - от Анны Павловой до Габриэль Шанель, от Михаила Фокина до Джорджа Баланчина. Художники - от Ильи Репина до Анри Руссо, от Александра Бенуа и Льва Бакста до Пабло Пикассо и Джорджо де Кирико. На выставке будут экспонироваться живописные, графические и фото-работы из ведущих музеев России и Европы, включая Третьяковскую галерею, Русский музей, ГМИИ им. Пушкина, Эрмитаж, Центр Помпиду (Париж), Художественный музей Руана, Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид), Национальную галерею современного искусства Турина, российские и зарубежные частные коллекции. Многие портреты из зарубежных собраний будут демонстрироваться в России впервые.
Этот амбициозный проект - беспрецедентный диалог художественных культур России и Европы - в своей основе наследует идеям самого Сергея Дягилева, страстного пропагандиста европейского искусства в России и, напротив, русского искусства на Западе. Дягилев во многом был первым. Первым куратором художественных выставок, имевших концепцию и творческий отбор работ. Первым последовательным создателем театрального спектакля как синтетического зрелища, в котором музыка, хореография, сценография и костюмы объединены в целостный художественный замысел. Первым русским театральным продюсером, "крестным отцом" европейского продюсерского искусства. Дягилев обладал потрясающей способностью объединять вокруг себя, увлекать своими идеями не только творцов - композиторов, художников, хореографов и танцовщиков, - но также финансистов, дипломатов, царствующих особ и состоятельных поклонников и поклонниц. Дягилева влекло будущее, на алтарь новых творческих побед он приносил в жертву дружбу с прежними соратниками, будь то Дмитрий Философов, Вацлав Нижинский или Александр Бенуа. Круги его общения менялись вместе с новыми художественными задачами, и лишь немногие оставались с Дягилевым навсегда.
Выставка "В круге Дягилевом" построена как 12 сюжетов - 12 кругов жизненного и творческого пути, в каждом из которых личность Дягилева раскрывается через людей, которых он притягивал, отталкивал, с кем дружил, у кого учился, кем дорожил, чей талант он открывал, через тех, кто помогал ему и кому помогал он. Появление юного Дягилева в Петербурге и первые выставки; журнал "Мир искусства" и "роман" с Дирекцией императорских театров; первое наступление на Париж 1906-1908 годов; организация "Русских сезонов"; Первая мировая война; парад творческих манифестов: художественные "провокации", искушение европейским авангардом, а затем поворот к неоклассицизму - каждый период жизни Дягилева представлен в портретном ряде и обширных сопровождающих материалах - в так называемом "подстрочнике", рассказывающем о наиболее важных творческих событиях и включающем сцены из ключевых спектаклей тех лет. Взаимоотношения героев портретной галереи откомментированы в развернутых аннотациях. Их творческие споры раскрыты через цитаты из писем, публикаций того времени и мемуаров. Авторы выставки особо выделяют сюжет "Мечты о России. Невозвращение блудного сына" как трагический рефрен Дягилевской истории. Два сюжета - "Петербург. Начало" и "Смерть в Венеции" - закольцовывают экспозицию: образы имперской столицы России и мистического города на воде перекликаются, замыкая круги жизни и судьбы Сергея Дягилева.
К выставке издан альбом-каталог на русском и английском языках. Автор заключительной статьи - Шенг Схейен, автор книги "Русские сезоны навсегда".
Автор идеи и куратор проекта - Наталья Метелица, директор Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.
Партнеры и участники: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, ГМИРЛИ им. В.И. Даля, ГМЗ "Царское село", Дагестанский Музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Тульский историко-краеведческий областной музей, Смоленский государственный музей-заповедник, ЦВЗ "Манеж", Музей ИРЛИ РАН, Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека, Российский национальный музей музыки, KGallery.
Зарубежные партнеры: Национальный музей современного искусства - Центр Жоржа Помпиду (Париж), Музей изящных искусств (Руан), Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид), Национальная галерея современного искусства (Турин), Коллекция Отдела наследия CHANEL (Париж), Коллекция Иоанниса Контаксопулоса и Александра Прокопчука (Брюссель), частные коллекции.
Посещение выставки организовано со всеми противоэпидемическими предосторожностями и ограничениями. Просим зрителей соблюдать требования Роспотребнадзора и, в частности, надевать маски и перчатки при входе в Шереметевский дворец - Музей музыки.
Шереметевский дворец - Музей музыки (С.-Петербург, наб. Фонтанки, 34)