Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Петропавловская крепость, Невская куртина
Выставка, основу которой составляют плакаты военного и послевоенного времени из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, напоминает о важных событиях минувшей войны и о Дне Победы. Отдельный раздел экспозиции рассказывает о том, как отмечали этот великий праздник в Ленинграде на протяжении полувека – с 1945 по 1995 год. Коллекцию плакатов дополняют фотографии, предоставленные Центральным государственным архивом кинофотофонодокументов, и скульптурные произведения из собрания Государственного музея городской скульптуры Санкт-Петербурга. Этим проектом Государственный музей истории Санкт-Петербурга завершает юбилейный год — год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Представленные на выставке «Окна ТАСС» — плакаты, появившиеся с первых дней Великой Отечественной войны, — воссоздают атмосферу военного времени. Агитационные плакаты выступают важным историческим источником: они освещают основные результаты военных кампаний, прославляют героические подвиги Красной армии, а также рассказывают о бытовой культуре военной эпохи (правилах сбора картофеля, ремонте жилищного фонда и пр.). Среди них яркими, выразительными образами выделяются сатирические плакаты «Окна ТАСС» с карикатурными изображениями немецко-фашистских захватчиков, руководителей Третьего рейха и фашистской Италии.
Окна ТАСС» создавались художниками и поэтами по сводкам Совинформбюро в Москве, Ленинграде и других городах СССР в течение всей войны. Они печатались способом многокрасочной трафаретной печати. Такой способ позволял оперативно реагировать на сводки Совинформбюро и в кратчайшие сроки доносить информацию населению в условиях, когда работа многих типографий была прекращена или значительно затруднена. Плакаты вывешивались на улицах городов: выставлялись в витринах магазинов, развешивались на щитах и стенах домов.
«Окна ТАСС» стали продолжением традиции агитационных плакатов «Окна РОСТА» (Российского телеграфного агентства), сложившейся во время Гражданской войны и интервенции 1918-1920 годов. С окончанием войны производство плакатов «Окна РОСТА» утратило свое значение и сошло на нет. Но в начале Великой Отечественной войны эта чрезвычайно действенная и популярная форма массового агитационного искусства возродилась и стала действенным оружием в борьбе с врагом.
На выставке можно увидеть московские номера «Окон ТАСС» из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Над созданием этих плакатов в Москве работали лучшие художники такие, как Кукрыниксы (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов), Дени (Виктор Денисов), Павел Соколов-Скаля, Владимир Лебедев, Владимир Милашевский, Георгий Савицкий, Варги Айвазян, Преч Саркисян, Федор Кондратов, Петр Шухмин, Михаил Черемных, и лучшие поэты Самуил Маршак, Демьян Бедный, Василий Лебедев-Кумач, Сергей Михалков, Алексей Машистов, Осип Брик и др.
Экспонирующиеся рядом скульптурные произведения тематически перекликаются с сюжетами «Окон ТАСС». Например, сатирические изображения врага на плакатах созвучны карикатурным образам немецко-фашистских захватчиков в работах Веры Исаевой «Гитлер на осле» и «Вандалы ХХ века» (обе 1941).
Кульминацией выставки является «зал Победы», в котором представлена коллекция послевоенных тиражированных плакатов ко Дню Победы. Среди них работы таких известных художников-плакатистов, как Виктор Иванов, Михаил Гордон, Виктор Корецкий, Николай Кочергин и др.
Дополняют раздел фотоматериалы и документальная кинохроника разных лет, которые запечатлели празднование Дня Победы на улицах Ленинграда, праздничное оформление города, военные парады, встречи ветеранов. Особые эмоции вызывают фотографии, сделанные 9 мая 1945 года. Снимки Василия Федосеева, Бориса Лосина, Григория Чертова передают неподдельную радость и всеобщее ликование ленинградцев.
К выставке издан альбом-каталог "Окна с видом на Победу". В издании полностью опубликована вся музейная коллекция плакатов «Окна ТАСС». Автор-составитель — хранитель фонда современной живописи и графики ГМИ СПб Вера Евгеньевна Ловягина.