23 декабря в Михайловском (Инженерном) замке открывается выставка, посвященная художественному наследию семьи баронов Клодтов фон Юргенсбург. Впервые на одной экспозиции представлены скульптура, живопись, рисунок и гравюра. Центральное место отведено произведениям основателя династии скульптора Петра Карловича Клодта (1805–1867) – мастера-монументалиста, родоначальника анималистического жанра в русской станковой скульптуре.
В Русском музее сформировалась уникальная коллекция произведений Петра Клодта. Обширно и разнообразно показана на выставке коллекция бронзовых отливов известных статуэток скульптора. Важнейшей и любимой темой его творчества было изображение лошадей. В первых трех залах посетители смогут увидеть модели конных групп к Аничковому мосту, памятнику императору Николаю I и редко выставляемую восковую модель памятника баснописцу И. А. Крылову в Летнем саду.
Большой раздел экспозиции составляют работы живописцев – представителей семьи Клодтов: жанровые полотна сына скульптора – Михаила Петровича Клодта (1835–1914) и произведения его племянника – пейзажиста Михаила Константиновича Клодта (1833–1902). В конце 1850-х – начале 1860-х годов самобытное творчество «Клодта 1-го» и «Клодта 2-го», как называли их современники, открыло новую страницу в истории художественной династии Клодтов.
Главная тема в творчестве М.П. Клодта, как мастера «малой» жанровой картины, реализовалась в многочисленных женских образах, олицетворяющих печальные и драматичные повороты несправедливой судьбы. Изображения женской фигуры у окна («Девушка за письменным столом» (1874), «Швея» (1875) относятся к излюбленным композиционным приемам художника.
В коллекции музея находится обширное собрание произведений М.К. Клодта – основоположника отечественной реалистической пейзажной живописи. Экспонирующиеся на выставке крупноформатные полотна «Ночь в Нормандии. Рыбаки у костра» и «Долина реки Аа в Лифляндии», характеризуют пейзажиста как безупречного мастера видовых панорам. Наибольший интерес представляют собой картины, в которых живописец выступает как талантливый рассказчик о повседневной жизни русской деревни. Почти натуралистическая описательность изображения была узнаваемой чертой сельских пейзажей.
Экспозицию дополняют пленэрные работы внука П.К. Клодта – Николая Александровича Клодта (1865–1918), живописца и театрального художника, мастера импрессионистического пейзажа, воспитанника московской художественной школы. Пейзажное творчество Н.А. Клодта подкупает простотой сюжетов и жизнеутверждающей силой колористического решения. Так картина «Лошади на лугу» (сер. 1890-х – нач. 1900-х) – своеобразный пример поэтического восприятия природы средней полосы России на рубеже XIX – XX веков. В предпоследнем зале посетители увидят этюд «Сарай» (вт. пол. 1880-х) – одна из немногих сохранившихся работ малоизвестной художницы Ольги Константиновны Клодт (1856 – не ранее 1940), сестры М.К. Клодта.
Особый раздел выставки посвящен роли представителей династии Клодтов в развитии печатной графики. Имя Константина Карловича Клодта (1807–1879) связано с возрождением в середине XIX века искусства ксилографии (гравюры на дереве). Его племянник Михаил Петрович Клодт (1835–1914) стал одним из тех, кто своими трудами в области офорта приблизил яркий расцвет авторского эстампа на рубеже XIX–XX веков. Будучи проводниками самых актуальных европейских художественных тенденций в России, Константин Карлович и Михаил Петрович Клодты развивали в отечественной культуре наиболее магистральные направления, будь то книжно-журнальная графика, или авторский офорт.
В бесплатном мобильном приложении дополненной реальности «Артефакт», на официальном сайте приложения, а также в приложении izi.Travel доступен виртуальный гид «Семья Клодтов», включающий в себя десять аудиогидов к работам пяти представителей художественной династии Клодтов из коллекции Русского музея. Озвучен гид советским и российским актером Андреем Тенетко, признанным мастером дубляжа и закадрового озвучивания. Элементы дополненной реальности – точки интереса и галерея дополнительных изображений – позволяют акцентировать внимание на отдельных деталях произведений и побуждают пользователей к внимательному изучению экспонатов экспозиции.